Об изменении правил государственного контроля (надзора)
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – Госслужба) информирует, что с 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ).
Госслужба будет руководствовать данным законом при осуществлении регионального государственного контроля (надзора):
а) в сферах естественных монополий;
б) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
в) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;
г) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
в) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
д) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
ж) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе;
з) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Закон № 248-ФЗ регулирует деятельность контрольных (надзорных) органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий указанных у органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно статье 15 Закона № 248-ФЗ предметом государственного контроля (надзора) являются:
1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами;
2) соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
3) соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Предмет контроля определяется федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля.
Закон № 248-ФЗ закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Статьей 45 дополнительно предусмотрены следующие профилактические мероприятия:
- меры стимулирования добросовестности (мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц);
- самообследование (самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования, вправе принять декларацию их соблюдения.);
- профилактический визит (профилактическая беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи, по результатам которой не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований).
Статьей 56 Закона № 248-ФЗ определено, что контрольные (надзорные) органы осуществляют взаимодействие с контролируемым лицом при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в настоящей статье. Положением о виде контроля устанавливаются контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые в рамках конкретного вида контроля. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (статья 64 Закона № 248-ФЗ).
Законом № 248-ФЗ изменены сроки проведения проверок. Если сейчас максимальный срок проведение документарной проверки составляет 20 рабочих дней, то с 1 июля 2021 года срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган (пункт 7 статьи 72 Закона № 248-ФЗ).