Артем Лобов: ФАС России - это проактивная поддержка и защита интересов предпринимателей на закупках
![Артем Лобов: ФАС России - это проактивная поддержка и защита интересов предпринимателей на закупках](https://fs01.cap.ru/www20/tarif/news/2020/10/16/05baa47e-c07b-4b36-9f8c-88b9aaa7c1fe/mg_2802_ehtn4mum.jpg?i=56)
Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России выступил перед госслужащими, представителями законодательной власти, собственниками бизнеса и топ-руководителями частных компаний, государственных учреждений и общественных организаций с лекцией о развитие законодательства о госзаказе
«Мы видим всю систему закупок изнутри и находимся в диалоге как с предпринимателями, заказчиками, так и с контролирующими органами субъектов РФ и муниципалитетов. Госзаказ – это 7 трлн рублей ежегодно, закупки госкомпаний – 25 трлн рублей, почти четверть ВВП нашей страны», - с этих слов начал лекцию «Развитие законодательства о госзакупках: проблемы и пути решения» начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов для слушателей курса «Мастер государственного управления для руководителей» РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
В 2005 году был принят 94-ФЗ о размещении заказов. Он стал первым нормативным правовым актом, который на системной основе закрепил порядок проведения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. До этого времени госзаказ регламентировался общими формулировками из Указа Президента России.
Благодаря 94-ФЗ сведения о закупках начали размещаться в электронной форме и появился общероссийский портал для размещения информации о государственных и муниципальных заказах.
«Эволюция законодательства в том числе связана с новыми задачами, которые ставятся перед государством. Первостепенной целью 94-ФЗ была борьба с коррупцией. Этим законом вводились новые институты. С появлением электронных аукционов повышалась конкуренция на закупках, обратной стороной медали стало появление антиконкурентных соглашений», - отметил спикер.
94-ФЗ просуществовал до 2013 года и с 1 января 2014 года вступил в силу Закон о контрактной системе (44-ФЗ). Он продолжает дорабатываться с учетом новых вызовов.
Сегодня Минфином России, Федеральной антимонопольной службой и Федеральным казначейство разработан «оптимизационный» пакет поправок, предусматривающий сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности.
![18530 %d0%92%d0%a8%d0%93%d0%a3 15.10 041](https://fas.gov.ru/files/images/2020/10/15/main_list/18530_%D0%92%D0%A8%D0%93%D0%A3_15.10_041.jpg?1602782653)
![18533 %d0%92%d0%a8%d0%93%d0%a3 15.10 045](https://fas.gov.ru/files/images/2020/10/15/main_list/18533_%D0%92%D0%A8%D0%93%D0%A3_15.10_045.jpg?1602782664)
![18532 %d0%92%d0%a8%d0%93%d0%a3 15.10 050](https://fas.gov.ru/files/images/2020/10/15/main_list/18532_%D0%92%D0%A8%D0%93%D0%A3_15.10_050.jpg?1602782662)
![18531 %d0%92%d0%a8%d0%93%d0%a3 15.10 053](https://fas.gov.ru/files/images/2020/10/15/main_list/18531_%D0%92%D0%A8%D0%93%D0%A3_15.10_053.jpg?1602782657)
В целях борьбы с «ловушками» для формального отклонения участников, в законопроект включены предложения ФАС России по распространению «согласия», введённого в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определёнными особенностями и на закупку товаров, что позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников.
Для снижения возможности сговора на торгах предлагается начинать проведение аукционов через 2 часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.
Для развития добросовестной конкуренции вводится рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет формироваться автоматически ЕИС на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.
В целях сбалансированности прав и обязанностей сторон совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Предприниматели получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта.
«Работа ФАС России - это проактивная поддержка и защита интересов предпринимателей на закупках», - подчеркнул начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России.
В завершении выступления спикер ответил на вопросы слушателей курса «Мастер государственного управления для руководителей»: госслужащих, представителей законодательной власти, собственников бизнеса и топ-руководителей частных компаний, государственных учреждений и общественных организаций.
Справочно:
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2020-2021 гг. реализует дополнительную профессиональную программу «Executive Master in Public Management (ЕМРМ) – Мастер государственного управления для руководителей». Цель Программы - подготовка перспективных кадров и эффективное раскрытие управленческого потенциала в рамках государственной службы. Программа реализуется Высшей школой государственного управления РАНХиГС в сотрудничестве с ведущими образовательными учреждениями страны.
ФАС России