О концессионных соглашениях и договорах аренды систем объектов теплоснабжения и водоснабжения
Согласно пункту 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Аналогичная норма содержится и в пункте 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075.
При этом федеральными законами «О теплоснабжении» (главой 6.1), «О водоснабжении и водоотведении» (главой 7.1) установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В частности, согласно ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон 416-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона 416-ФЗ). Договор аренды, заключенный с нарушением данных требований, является ничтожным (ч. 33 ст. 41.1 Федерального закона 416-ФЗ).
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона 416-ФЗ, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (ч. 6 ст. 41.1 Федерального закона 416-ФЗ).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Требования к конкурсной документации предусмотрены ч. 8 ст. 41.1 Федерального закона 416-ФЗ. Конкурсная документация должна содержать, в том числе:
1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
2) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов в соответствии с частью 14 настоящей статьи;
3) объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия такого договора аренды;
4) цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз цен на срок действия договора аренды;
5) потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в год, предшествующий первому году действия договора аренды (по каждому используемому энергетическому ресурсу);
6) величину неподконтрольных расходов, определенную в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, за исключением расходов на энергетические ресурсы, арендной платы и налога на прибыль организаций;
7) предельные (минимальные и (или) максимальные) значения предусмотренных частью 12 настоящей статьи критериев конкурса;
8) предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки арендатора от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения по отношению к каждому предыдущему году;
9) один из методов регулирования тарифов, предусмотренных частью 13 настоящей статьи;
...13) иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанные в пунктах 2 - 8 и 13 части 8 настоящей статьи цены, величины, значения, параметры определяются в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет по запросу организатора конкурса в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, цены, величины, значения, параметры, указанные в пунктах 2 - 8 и 13 части 8 настоящей статьи.
Согласно п. 60 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба) представляет организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных систем и объектов сведения о ценах, значениях и параметрах, используемых организатором конкурса для расчета дисконтированной выручки участника конкурса, а также осуществляет согласование метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, не являющихся критериями конкурса, для включения в конкурсную документацию на основании заявления о подготовке конкурсной документации, представленного организатором конкурса.
На основании п. 41.11 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июня 2012 г. № 214, утверждение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляет Минстрой Чувашии.
Таким образом, организатор конкурса для формирования конкурсной документации в обязательном порядке должен обратиться с заявлением о подготовке конкурсной документации в Госслужбу и утвердить в Минстрое Чувашии плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Аналогичные требования содержатся и в Федеральном законе «О теплоснабжении». Кроме того, Госслужба рекомендует придерживаться иных требований, предусмотренных федеральными законами «О теплоснабжении» (главой 6.1), «О водоснабжении и водоотведении» (главой 7.1), при заключении и расторжении договоров аренды, в том числе расторжении договоров во внесудебном порядке в случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора аренды.
Следует отметить, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии действия органа местного самоуправления по заключению договоров аренды при необходимости заключения в соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона 416-ФЗ концессионного соглашения расценивается как нарушение ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и являются основанием для вынесения предупреждения о принятии мер по возврату имущества в муниципальную казну.
На основании изложенного, договоры по предоставлению имущества во временное пользование, заключенные с нарушением вышеуказанных положений, не будут приниматься Госслужбой, что повлечет за собой невозможность установления тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Также для сведения сообщаем, что образец оформления заявления о подготовке конкурсной документации в сфере водоснабжения, водоотведения и образец оформления заявления о подготовке конкурсной документации в сфере теплоснабжения размещены на сайте Госслужбы по адресу: http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_68/skanirovanie0019(1).pdf.