Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Руководитель Госслужбы: «Мы экономим деньги жильцов»

В настоящее время участились обращения граждан по вопросу начисления платы за горячую воду.

В соответствии с представленными полномочиями Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).

«При утверждении тарифов, в первую очередь, учитываются интересы населения. Но при этом Госслужба не может установить необоснованно заниженный тариф и поставщику. При установлении цен (тарифов) основным принципом для нас является соблюдение и достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей товаров и услуг, – комментирует руководитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Альбина Егорова. - По итогам проведенной тарифной компании общий экономический эффект от государственного регулирования цен (тарифов) (разница между предложениями организаций, в отношении которых осуществлялось государственное регулирование, и уровнем утвержденных тарифных решений) на 2015 год составил 5,7 млрд. руб. (в 2014 году - 2,6 млрд. руб.)».

Одним из крупнейших предприятий энергетического комплекса Чувашии является ООО «Коммунальные технологии», оказывающее услуги в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения в г. Чебоксары и г. Новочебоксарске.

В таблице приведены предложения ООО «Коммунальные технологии» об установлении тарифов на 2013-2015 годы с календарной разбивкой и тарифы на тепловую энергию, установленные Госслужбой после проведенной экспертизы:

Период

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Предложение предприятия

(руб./Гкал)

Установлено Госслужбой

(руб./Гкал)

Уменьшение на

Предложение предприятия

(руб./Гкал)

Установлено Госслужбой

(руб./Гкал)

Уменьшение на

Предложение предприятия

(руб./Гкал)

Установлено Госслужбой

(руб./Гкал)

Уменьшение на

1 полугодие

1326,23

1326,23

 

1382,48

1382,48

 

1434,59

1434,59

 

2 полугодие

1711,73

1382,48

19,2 %

2010,28

1434,59

28,6%

6189,55

1609,27

74,0%

При регулировании цен (тарифов) на тепловую энергию Госслужбой установлен экономически обоснованный тариф: со 2-го полугодия 2013 года он составил 80,8 % от предложенного Обществом (уменьшение на 19,2 %), в 2014 году – 71,4 % (уменьшение на 28,6 %), в 2015 году – 26,0 % (уменьшение на 74,0%).

ООО «Коммунальные технологии», считая установленные Госслужбой тарифы на 2015 год заниженными, воспользовалось правом, предусмотренным федеральным законодательством, и обратилось в Федеральную службу по тарифам (далее – ФСТ России) для рассмотрения возникшего разногласия. Работниками Госслужбы активно ведется работа с ФСТ России по защите принятых экономически обоснованных тарифных решений.

Несмотря на это, в Госслужбу поступают обращения от жителей республики. В числе самых многочисленных претензий граждан - применение двухкомпонентных тарифов на горячую воду и качество предоставляемых коммунальных услуг (несоблюдение температурного режима в квартирах исполнителями коммунальных услуг).

Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 года № 1149 с 2013 года предусмотрено установление тарифов на горячую воду в открытой и закрытой системах водоснабжения с применением двухкомпонентных тарифов.

«Постановление № 1149 обязывало нас устанавливать двухкомпонентный тариф. Минстрою России, ФСТ России совместно с Минэкономразвития России и ФАС России было поручено внести необходимые изменения в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. До последнего времени существовал определенный правовой вакуум. Долгое время мы ждали принятия на федеральном уровне нормативного парового акта. В частности, необходимо было внести изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусматривающих в том числе порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, а также в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, предусматривающих в том числе порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из двухкомпонентных тарифов.

14 февраля 2015 года постановлением Правительства РФ № 129 эти изменения, наконец-то, были внесены. При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации дано поручение утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года», - поясняет Альбина Егоровна.

В целях упорядочения на территории республики порядка расчета платы за горячее водоснабжение исходя из двухкомпонентных тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, приказами Минстроя Чувашии и Госжилинспекции Чувашии утверждены временные рекомендуемые нормативы тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. метра горячей воды, и методика по расчету платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из двухкомпонентных тарифов на горячую воду, поставляемую организациями, осуществляющими горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения.

Населению г. Чебоксары тарифы на горячую воду установлены в виде двухкомпонентных тарифов постановлениями Госслужбы для закрытой и открытой систем горячего водоснабжения, с которыми можно ознакомиться на сайте Госслужбы или по телефонам 64-21-91, 64-21-89, 64-21-92.

Для потребителя немаловажно располагать информацией о том, что тарифы на горячую воду зависят от системы горячего водоснабжения, функционирующей в конкретном многоквартирном доме – открытая или закрытая, т.к. при расчете стоимости горячей воды величина компонента на тепловую энергию одинакова для всех систем горячего водоснабжения, различие в компоненте на теплоноситель в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) (в первом полугодии – 25,91 руб./куб.м. для ООО «КТ» на 2015 год, во втором полугодии – 27,75) и стоимость 1 куб. метра холодной воды в закрытой системе горячего водоснабжения (в первом полугодии – 11,94 руб./куб. м, во втором полугодии – 13,39).

Принадлежность многоквартирного дома к системе горячего водоснабжения (открытая или закрытая) можно определить по схеме теплоснабжения муниципального образования г. Чебоксары, утвержденной постановлением администрации г. Чебоксары от 3 июня 2014 года № 2001 «Об утверждении схемы теплоснабжения города Чебоксары», которая размещена на сайте администрации г. Чебоксары.

В начале 2014 года было установлено, что 43 многоквартирных дома г. Чебоксары до 2014 г. считались домами с закрытой системой горячего водоснабжения, а в процессе разработки схемы горячего водоснабжения данные дома были отнесены к открытой системе теплоснабжения(горячего водоснабжения).

При этом исполнители коммунальных услуг с января 2014 года, получая счета-фактуры за горячую воду по открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), продолжали выставлять населению по тарифам на горячую воду, установленным для закрытой системы горячего водоснабжения, что в дальнейшем привело к перерасчетам за горячую воду, разногласиям и непониманию со стороны потребителей.

Этого всего можно было избежать, если бы ООО «Коммунальные технологии» и управляющие компании эффективно взаимодействовали между собой в части своевременного выявления принадлежности домов к конкретной системе горячего водоснабжения.

Практика показывает, что у потребителей, у которых установлены счетчики, платежи за коммунальные услуги всегда меньше. Динамика размера платы граждан за коммунальные услуги зависит от набора коммунальных услуг и формируется из двух составляющих:

- из тарифа на соответствующую услугу, установленного Госслужбой;

- объема потребления коммунальной услуги, определенного по приборам учета, а при отсутствии последних - по нормативу потребления соответствующей услуги.

Граждане, получая платежные документы, выставленные для внесения платы за предоставление коммунальной услуги, зачастую смотрят на платеж, не обращая внимание при этом на объем выставленной коммунальной услуги.

Потребителю коммунальных услуг важно различать понятия «платеж за коммунальные услуги» и «тариф за коммунальную услугу (ресурс)».

Тариф – это стоимость коммунального ресурса, выраженная в рублях за единицу ресурса (например, тарифы на тепловую энергию устанавливаются за 1 Гкал, тарифы на холодное водоснабжение, водоотведение и природный газ – за 1 куб.м, тарифы на электроэнергию – за 1 кВт.ч).

Платеж – это произведение тарифа на объем потребленного коммунального ресурса, определяемого по показаниям приборов учета, либо по установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ нормативам.

В соответствии с законодательством тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям. Например, на 2015 год - с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря, при этом тарифы в 1-го полугодия 2015 года не должны превышать тарифы 2-го полугодия 2014 года.

При применении двухкомпонентных тарифов в сфере горячего водоснабжения меняется объем поставленной тепловой энергии и холодной воды, размер компонентов в тарифе остается неизменным на период их установления.

Для рассмотрения спорных вопросов, возникающих при применении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, Кабинетом Министров Чувашской Республики создана Правительственная комиссия по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при применении платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Для определения стоимости горячей воды Правительственной комиссией неоднократно было рекомендовано исполнителям коммунальных услуг и ресурсоснабжающим организациям:

- вести строгий контроль за параметрами горячей воды и расхода тепловой энергии на ее подогрев;

- совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов проводить работу по установлению приборов учета воды и тепловой энергии на системах горячего водоснабжения во всех многоквартирных домах, а также автоматического регулятора, обеспечивающего ограничение температуры горячей воды, теплоносителя, возвращаемого источнику теплоснабжения, и его расход в зависимости от температуры наружного воздуха;

- строго контролировать предъявляемые ресурсоснабжающей организацией к оплате документы в части объемов поставленных коммунальных ресурсов, в целях исключения их завышения.

Ресурсоснабжающие организации заинтересованы в предоставлении большего объема коммунальной услуги. В сфере теплоснабжения это - поставка тепловой энергии, при которой температура воздуха должна соответствовать санитарным правилам и нормам – в жилом помещении +20 градусов, в угловых комнатах +22 градуса. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении в сторону увеличения приводит к так называемым «перетопам». На данный факт указывает большое количество обращений жителей республики. Часто при достаточно высокой температуре воздуха на улице, радиаторы греют как при 30-градусном морозе, в результате чего граждане вынуждены открывать форточки и балконные двери.

«Перетоп» в данном случае – это некачественно оказанная коммунальная услуга, за что потребители еще и переплачивают.

Обязанностью управляющей компании (ТСЖ, ООО, ЖСК и т.д.) является предоставление коммунальных услуг потребителям, в необходимых объемах и надлежащего качества, контролируя данные параметры при получении от ресурсоснабжающей организации.

Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики отмечает, что в соответствии с пунктами 105 и 106 Правил № 354 потребитель должен зарегистрировать заявку в журнале регистрации на участке (в УК, ТСЖ, ООО, ЖСК и т.д.) о факте нарушения качества коммунальной услуги (речь идет о высокой температуре в жилом помещении) и в соответствии с пунктами 108 и 109 Правил № 354 составить совместно с исполнителем – представителем управляющей компании - акт о нарушении качества коммунальной услуги с указанием параметров его качества коммунальной услуги и инструментов, использованных в ходе проверки.

Согласно пункту 110.1 Правил № 354 в случае невозможности уведомить управляющую компанию о факте нарушения качества предоставляемой услуги в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы, потребитель вправе составить акт проверки качества коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. В этом случае указанный акт подписывается не менее чем 2-мя потребителями и председателем Совета многоквартирного дома и является основанием для изменения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества.

Правительством республики многое делается для поддержки отдельных социально незащищенных категорий граждан. В случае, если доля расходов на их оплату в совокупном доходе семьи превышает 22 %, гражданин имеет право на получение субсидии. В 2014 году почти 19 тысяч семей в Чувашии воспользовались субсидиями на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.



19 июня 2015
08:46
Поделиться