Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Михаил Игнатьев: «Достигнуты очень хорошие результаты в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики»

22 декабря т.г. состоялась еженедельная планерка с членами Кабинета Министров, руководителями ряда территориальных органов федеральных ведомств и муниципалитетов. Альбина Егорова, руководитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, выступила с докладом об итогах осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики  за 2014 г. Альбина Егоровна в своем докладе отметила положительную  динамику, которая наблюдается в сфере закупок в связи с внедрением контрактной системы.

Так, в 2014 г. в Чувашской Республике сформирован новый институт в сфере закупок – контрактная система. Республика показала абсолютную готовность к работе в новых условиях. Государственные заказчики быстро адаптировались к требованиям нового законодательства о закупках.

С внедрением контрактной системы наблюдается положительная динамика практически по всем ключевым индикаторам эффективности: увеличилось количество конкурентных процедур, повысилась доля представителей республиканского бизнеса на торгах, наметилась тенденция сокращения объемов несостоявшихся закупок и роста уровня конкуренции на торгах.

Количество проведенных закупок в 2014 г. в 1,5 раза превышает количество закупок, проведенных в 2013 г. По сравнению с 2010 г. в 10 раз увеличилось количество закупок. В 2014 г. проведено 5064 закупки, в 2013 г. - 3315 закупок.

При этом 97,4 % или 4934 закупки осуществлено путем проведения электронных аукционов, что делает закупки наиболее прозрачными и конкурентными, путем проведения конкурсов осуществлено 130 закупок (2,6% от общего количества закупок).

Также в целях повышения эффективности размещения заказов и консолидации заказов проведено 148 совместных торгов, что позволило обеспечить экономию бюджетных средств (в размере 15,4% от начальной цены контрактов) за счет увеличения  объема заказов.

Увеличилось количество заказчиков, осуществляющих размещение заказов через уполномоченный орган. В текущем году Госслужбой размещение заказов осуществлялось для 279 заказчиков, увеличение по сравнению с прошлым годом на 121,3% (было 230 заказчиков). Через уполномоченный орган начали размещать заказы малобюджетные заказчики, которые ранее закупки осуществляли малыми объемами без проведения торгов. Увеличение количества заказчиков, осуществляющих закупки через уполномоченный орган, свидетельствует о том, что эти заказчики перешли на контрактные способы закупок.

Кроме того, начиная с 2014 г. закупки для Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики осуществляются также через уполномоченный орган.

Объем проведенных закупок, по которым определены победители и заключены контракты, в 2014 г. оценочно составил 5563,2 млн.руб. (73,8% от объема размещенного заказа за 2013 г.). Уменьшение объема размещенных заказов связано с тем, что часть заказов 2014 г. на общую сумму 1 788,4 млн. руб. была размещена в конце 2013 г., что способствовало бесперебойному обеспечению потребности государственных заказчиков и бюджетных учреждений в социально значимых товарах (работах, услугах).

По итогам проведенных закупок экономия бюджетных средств в 2014 г. составила 488,5 млн. руб., в 2013 г. - 773,6 млн. руб. Сокращение экономии средств связано с тем, что заказчики стали более эффективно обосновывать начальную цену, так как введена детальная регламентация процедуры формирования начальных цен контрактов и внедрены антидемпинговые механизмы, позволяющие минимизировать количество случаев экономически необоснованного снижения начальных цен торгов (демпинга).

Одним из существенных результатов внедрения контрактной системы стало то, что доля закупок с единственным поставщиком сократилась в 2,2 раза (с 30% до 13%). Это важнейшее изменение, которого при действовавшем ранее Законе (№ 94-ФЗ) достичь было практически невозможно.

В текущем году доля контрактов с единственным участником составила 13% (662 закупки) от общего количества проведенных закупок, тогда как в 2013 г. этот показатель составлял 30% или 992 закупки, в 2012 г. - 33,3%, в 2011 г. - 39,8%

Уровень конкуренциина торгах составил 4,1заявкина одну процедуру. Всего на участие в аукционах и конкурсах поступило 15614 заявок от участников закупок, что в 1,3 раза выше показателя за аналогичный период прошлого года и в 2 раза выше показателя за 2012 г.

В республике запущены элементы общественного обсуждения закупок с ценой контракта от 100 млн. руб. По всем заказам стоимостью от 100,0 млн. руб. обеспечено общественное обсуждение закупок. Это открытый конкурс на завершение строительства Ледового дворца - 334,4 млн.руб.; реконструкция мостового перехода через р. Соломенку на автодороге «Аниш» в Янтиковском районе - 106,8 млн.руб. За время проведения общественных обсуждений замечаний и предложений от общественности не поступало.

Доля жалоб на действия заказчиков по сравнению с 2013 г. уменьшилась в 2 раза и составила 1,2% от общего количества проведенных закупок, из них 96 % жалоб признаны необоснованными, что свидетельствует о прозрачности и доступности процедуры закупок для широкого круга бизнес-сообщества.  

В Арбитражном суде Чувашской Республики рассмотрено 7 исковых заявлений участников закупок о признании результатов закупок незаконными, по которым Госслужба выступала в качестве ответчика, по всем заявлениям решения приняты в пользу уполномоченного органа.

Вступление в силу Закона о контрактной системе повлекло за собой новые сложности для всех субъектов процесса закупок: это кадровые, технические, финансовые и нормативно-правовые вопросы.

В ходе реализации Закона о контрактной системе Госслужба столкнулась с такой проблемой, как несоответствие поступающих заявок заказчиков требованиям нового законодательства, особенно в части Проекта контракта и Технического задания, которые содержат множество нововведений. Трудности по составлению Технического задания и проекта контракта возникают чаще всего у бюджетных и казенных учреждений, что связано с отсутствием подготовленных квалифицированных специалистов. Госслужба совместно с заказчиками приводит в соответствие новым требованиям все поступившие заявки заказчиков, оказывает консультационную помощь при формировании заявок на размещение заказов.

Втораяпроблема – это недостаточная работа заказчиков по эффективному планированию своих закупок, что приводило к росту мелких и экономически нецелесообразных закупок (от 3 до 50 тыс. руб.), которые в большинстве случаев проходили безрезультативно. В связи с тем, что закупки с небольшими объемами в большинстве случаев признаются несостоявшимися, отсутствует экономическая эффективность осуществления процедуры закупок, кроме того, существенно возрастают временные и материальные затраты, что особенно актуально с учетом увеличения количества проводимых процедур закупок.

В целях повышения эффективности закупочного процесса заказчикам было рекомендовано укрупнять лоты с учетом годовой потребности или потребности на очередной финансовый год и плановый период; формировать заявки на проведение совместных торгов с учетом потребности подведомственных учреждений (например, продуктов питания).

Зачастую в уполномоченный орган поступают заявки на размещение заказов, которые не предусмотрены в плане-графике. Особенно эта проблема актуальна в конце финансового года в связи с необходимостью освоения лимитов бюджетных средств. Осуществление закупок, которые не предусмотрены планом-графиком размещения заказов, является нарушением законодательства. Также при повторном размещении заказов уполномоченный орган имеет право осуществить закупку только по истечении 10 календарный дней со дня внесения заказчиком изменений в план-график.

В связи с этим, во избежание нарушений законодательства, заказчикам необходимо обеспечить эффективное планирование своих закупок, своевременное внесение изменений в план-график при необходимости и строго придерживаться утвержденного плана-графика закупок.

Необходимо иметь в виду, что начиная с 1 января 2016 г. заказчики не смогут осуществить закупку, если она будет отсутствовать в плане-графике закупок (план-график размещается на официальном сайте).

В соответствии с Посланием Президента России В.Путина в настоящее время стратегическими задачами являются вопросы импортозамещения.Государственные закупки обязаны способствовать развитию отечественной промышленности. Заказчикам при проведении закупок необходимо учитывать возможность замещения импортных товаров более доступными по цене отечественными аналогами, что позволит наряду с поддержкой отечественной промышленности повысить эффективность расходования бюджетных средств.

Михаил Игнатьев в ходе планерки отметил, что достигнуты очень хорошие результаты в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики.  

 

 

 



22 декабря 2014
19:09
Поделиться