Куда можно обратиться по вопросам платы за коммунальные услуги?
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по установленным тарифам исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Установление тарифов на электрическую энергию, тепловую энергию (водоснабжение и водоотведение), расчет тарифов на услуги газоснабжения (розничная цена), а также контроль за их применением осуществляется Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
Расчет и установление нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Отмечаем, что расчет размера платы за водоснабжение, водоотведение и электроснабжение при отсутствии приборов учета осуществляется с учетом количества зарегистрированных в данном жилом помещении граждан, а за отопление – с учетом площади жилого помещения.
Контроль за правильностью расчета размера платы за коммунальные услуги, применением нормативов потребления коммунальных услуг, а также за техническим состоянием жилищного фонда и оснащением многоквартирных домов приборами учета осуществляет Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики.
Сверить размер платы за коммунальные можно у исполнителя коммунальных услуг (в управляющей компании, ТСЖ, ЖСК).
Соблюдение обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также жилищные услуги, уполномочена проверять Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики.
Контроль за коммунальными услугами
Суть проблемы |
Нормативные правовые акты |
Куда обращаться |
Обоснованность тарифов и вопросы их применения |
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» |
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам |
Вопросы расчета, установления и обоснованности нормативов потребления коммунальных услуг |
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики |
Правильность расчета размера платы за коммунальные услуги |
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» |
Сверка платы – исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания).
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики |
Основные вопросы, относящиеся к компетенции
Государственной службы Чувашской Республики
по конкурентной политике и тарифам
- Готовит для Главы Чувашской Республики предложение в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по установлению индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Чувашской Республике и размеров предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов по Чувашской Республике;
разрабатывает для Кабинета Министров Чувашской Республики предложения по установлению:
- розничных цен на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств);
- тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
- тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в соответствии с законодательством Российской Федерации и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
- тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриреспубликанским маршрутам;
- тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях;
- тарифов на социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
- предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
- наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств;
- осуществляет расчет предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Чувашской Республики (далее - предельные индексы изменения размера платы);
принимает решения об установлении:
- цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;
- цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;
- сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии;
- платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину;
- требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению Службой;
- тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более;
- тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности);
- тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям;
- тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
- платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
- платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
- индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям;
- тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;
- цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
- тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта;
- предельных размеров расходов на оформление дубликата талона технического осмотра транспортных средств;
- размеров расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств;
- специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации (по согласованию с газораспределительными организациями);
- тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
- тарифов в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения, горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - горячее водоснабжение);
- цен (тарифов, сборов) на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину;
- утверждает производственные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) путем:
- установления предельного уровня рентабельности на продукцию (товары, услуги) по перечню, утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации Кабинетом Министров Чувашской Республики;
- декларирования хозяйствующими субъектами повышения цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Чувашской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет:
- в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, согласование значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера);
- в случае, предусмотренном Федеральным законом «О теплоснабжении», согласование значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, включаемых в конкурсную документацию;
представляет в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов:
- заключение об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Чувашской Республики, в отношении установления (изменения) цен (тарифов) в месячный срок со дня получения заявления;
- представляет органам исполнительной власти Чувашской Республики, организациям и гражданам разъяснения законодательства Чувашской Республики по вопросам государственного регулирования цен (тарифов);
осуществляет:
- региональный государственный контроль (надзор):
- за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Службой, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые Службой цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии;
- за применением регулируемых Службой цен (тарифов) на электрическую энергию гарантирующими поставщиками;
- за обоснованностью величины и правильностью применения установленных цен (тарифов, ставок), надбавок и наценок на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики, Службой;
- в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов), а также соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями;
- в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части правомерности и обоснованности установления и изменения органами регулирования муниципальных образований надбавок к ценам (тарифам), предусмотренным частями 1, 2 и 4 статьи 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», и применения тарифов и надбавок, предусмотренных частями 3 - 6 статьи 4 и частями 1, 2 и 4 статьи 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса;
- за соблюдением стандартов раскрытия информации в отношении субъектов регулирования, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в пределах территории Чувашской Республики;
- в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- за применением установленных цен (тарифов) субъектами естественных монополий в сферах железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в транспортных терминалах, портах и аэропортах в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением контроля деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- региональный государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;
контроль:
- за соблюдением установленного предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств, установленных предельных размеров расходов на оформление дубликата талона технического осмотра транспортных средств;
- за выполнением производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
- за целевым использованием финансовых средств, полученных газораспределительными организациями в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации Чувашской Республики;
- за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению Службой, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Службой применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;
- осуществляет ежемесячный мониторинг соблюдения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги;
Что такое предельный рост платы граждан за коммунальные услуги?
Чтобы защитить граждан, государство ограничивает не только предельный рост тарифов, но и изменение совокупной платы граждан за коммунальные услуги (при неизменных объемах и наборах коммунальных услуг).
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен механизм ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Правительством Российской Федерации устанавливаются индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по каждому субъекту Российской Федерации и предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов, а высшим должностным лицом региона - предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.
То есть на территории муниципального образования (город, сельское поселение и т.д.) платеж гражданина за коммунальные услуги не может вырасти более чем на установленный субъектом РФ индекс.
Что такое совокупный платеж граждан за коммунальные услуги?
Важно различать понятия «платеж за коммунальные услуги» и «тариф за коммунальную услугу (ресурс)».
Тариф — это стоимость коммунального ресурса, выраженная в рублях за единицу ресурса (например, тарифы на тепловую энергию устанавливаются за 1 Гкал, тарифы на холодное водоснабжение, водоотведение и природный газ — за 1 куб.м, тарифы на электроэнергию — за 1 кВт.ч).
Размер платежа граждан за коммунальные услуги зависит от набора коммунальных услуг и формируется из 2-х составляющих:
- из тарифа на соответствующую услугу, установленного Госслужбой;
- объема потребления коммунальной услуги, определенного по приборам учета, а при отсутствии последних - по нормативу потребления соответствующей услуги.
При этом практика показывает, что у потребителей, у которых установлены счетчики, платежи за коммунальные услуги всегда меньше. Таким образом, динамика размера платы граждан за коммунальные услуги зависит не только от уровня установленных тарифов, но и от объема потребления коммунальных услуг (в том числе норматива потребления услуг).
Кроме этого, необходимо знать, что в совокупный платеж граждан (квитанция) входит плата и за жилищные услуги. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за жилищные услуги включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения (плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме).
При этом стоимость жилищных услуг не регулируется государством, и ее определение является правом собственников жилых помещений, реализуемым при выборе собственниками способа управления многоквартирным домом (непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих организаций).