«Правительственный час» по вопросам жилищно-коммунального хозяйства - с участием руководителя Госслужбы
20 марта состоялось заседание очередной двадцатой сессии Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва под председательством спикера Юрия Попова.
Всего в повестку дня сессии было включено 20 вопросов. Впервые в практике Госсовета Чувашии состоялся «Правительственный час», посвященный актуальным вопросам жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Альбина Егорова, руководитель Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, выступая перед депутатами, отметила, что тарифы на коммунальные услуги в 1-м полугодии 2014 года не изменятся, т.е. останутся на уровне декабря 2013 г.
С 1 июля 2014 г. произойдет изменение тарифов на коммунальные услуги: тепло-, электро-, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, с учетом ограничений их роста предельными индексами, утверждаемыми ФСТ России в среднем для субъектов Российской Федерации.
Так, на 2014 г. ФСТ России в среднем для Чувашской Республики установлены следующие предельные индексы изменения тарифов по отношению к величине, действовавшей в декабре 2013 г.:
Сфера / Регион |
Чувашия (индекс) |
Чувашия (факт) |
ПФО |
РФ |
Теплоснабжение |
105,2 |
103,4 |
104,9 |
104,2 |
ХВС и водоотведение |
104,7 |
103,1 |
105,1 |
104,2 |
Для ряда организаций республики были установлены тарифы с учетом дополнительных расходов, необходимых для:
- реализации инвестиционных программ (ГУП БОС Минстроя Чувашии г. Новочебоксарск (оказание услуг в сфере очистки сточных вод), ООО «Вода» г. Алатырь (оказание услуг в сфере холодного водоснабжения);
- возмещения экономически обоснованных расходов, не предусмотренных в тарифах 2013 г. (ОАО «Водоканал» г. Чебоксары (оказание услуг в сфере холодного водоснабжения и водоотведения), ГУП БОС Минстроя Чувашии г. Новочебоксарск;
- изменение объема полезного отпуска услуг, что является одним из факторов роста тарифов (МУП «Шумерлинское ПУ «Водоканал», МУП «Коммунальные сети г. Новочебоксарска» (оказание услуг в сфере холодного водоснабжения и водоотведения);
- доведение фонда оплаты труда производственных рабочих до уровня, соответствующего требованиям отраслевого тарифного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства (15 организаций республики, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения для потребителей).
Таким образом, фактическое изменение тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения для организаций республики будет составлять величину, отличающуюся от величины утвержденных индексов в большую или меньшую сторону, но при этом в среднем по Чувашской Республике тарифы установлены в пределах установленных ограничений.
Тарифы на электрическую энергию для населения с 1 июля 2014 г. составят: 2,61 руб./кВт*час для городского населения и 1,83 руб./кВт*час для сельского населения. Рост тарифов на электрическую энергию для населения с 1 июля 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. составит 104,0%.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг., утвержденному Правительством Российской Федерации, цены на природный газ с 1 июля 2014 г. изменятся в рамках 104,2%.
С учетом изложенного, изменение платы граждан за коммунальные услуги по городам Чувашской Республики составит (в зависимости от ресурсоснабжающей организации):
Муниципальное образование |
Изменение с 1 января 2014 г. (в процентах %) |
Изменение с 1 июля 2014 г. (в процентах %) |
г. Чебоксары |
100,0 |
от 101,7 до 104,8 |
г. Новочебоксарск |
100,0 |
от 103,5 до 103,8 |
г. Канаш |
100,0 |
от 101,9 до 104,5 |
г. Алатырь |
100,0 |
от 103,4 до 104,2 |
г. Шумерля |
100,0 |
от 102,9 до 103,8 |
г. Ядрин |
100,0 |
от 103,2 до 103,7 |
г. Цивильск |
100,0 |
от 102,8 до 104,4 |
г. Мариинский Посад |
100,0 |
от 102,7 до 104,1 |
г. Козловка |
100,0 |
от 103,1 до 104,3 |
В г. Чебоксары услугу по холодному водоснабжению и водоотведению оказывает ОАО «Водоканал», а услуги по отоплению и горячему водоснабжению - 12 теплоснабжающих организаций. Наибольшее число потребителей города присоединено к сетям ООО «Коммунальные технологии», для них максимальное изменение платы за коммунальные услуги с 1 июля 2014 г. составит:
- в открытой системе горячего водоснабжения - 103,9%;
- в закрытой системе горячего водоснабжения - 104,1%.
В соответствии с основами ценообразования для регулируемых предприятий, оказывающих услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, при установлении тарифов на 2014 г. применен метод экономически обоснованных расходов (затрат). При этом, по результатам анализа представленных регулируемыми организациями в установленном порядке расчетов и обоснований к ним, включая программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, данных государственной статистической и бухгалтерской отчетности, Госслужбой подготовлены заключения по установлению тарифов. Тарифы на соответствующий период регулирования, установленные в отношении каждого конкретного производителя тепловой энергии на основании необходимой валовой выручки, определены для соответствующего регулируемого вида деятельности и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг). При этом применен жесткий подход по обоснованию затрат, в связи с чем темп роста тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с 1 июля 2014 года снижен.
Так, по 3 предприятиям теплоснабжения, 6 предприятиям водоснабжения и водоотведения с 1 января 2014 г. произошло снижение тарифов по сравнению с действовавшими в декабре 2013 г. тарифами.
При формировании экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимого регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности, расходы на покупку топливно-энергетических ресурсов занимают доминирующее положение. Особое внимание при установлении тарифов уделено удельному расходу условного топлива на производство одной Гкал и технологическим потерям тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям.
В соответствии с законодательством при формировании тарифов на тепловую энергию Госслужбой учитываются утвержденные нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии. Ранее нормативные потери тепловой энергии и удельный расход топлива при производстве тепловой энергии утверждались в Минрегионе России. С принятием федерального закона о теплоснабжении полномочия по утверждению нормативов переданы субъектам Российской Федерации.
В 2011 – 2013 гг. ежегодный рост цен на приобретение энергоресурсов существенно превышал темп роста тарифов на тепловую энергию. С ужесточением тарифной политики на товары (услуги) организаций инфраструктурных отраслей, с замораживанием цен на газ для промышленных потребителей на уровне 2013 г., а также в результате снижения темпов роста цен на электроэнергию в структуре затрат на коммунальные услуги произошло снижение доли энергоресурсов (с 60,8 % в 2013 г. до 56,2 % в 2014 г.), что также способствовало более умеренной динамике роста коммунальных ресурсов. При этом доля заработной платы в тарифе на услуги теплоснабжения увеличилась на 1,7 %, что позволило обеспечить среднюю заработную плату по отрасли в размере 15217,21 рублей.
Тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 г. устанавливались на основании положений Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 47.
Необходимо отметить, что социально незащищенным категориям граждан, как и прежде, предоставляются субсидии на оплатукоммунальных платежей. Право на их получение имеют граждане, у которых размер платы за жилищно-коммунальные услуги превышает 22% от совокупного дохода семьи (в пределах нормативной площади жилого помещения).
При формировании предельного индекса на 2014 г. в среднем для Чувашской Республики ФСТ России были также приняты во внимание дополнительные экономически обоснованные расходы по ряду организаций республики, вследствие чего фактическое изменение тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения для отдельных организаций составил величину, отличающуюся от величины утвержденных индексов в большую или меньшую сторону, но при этом в среднем по Чувашской Республике предельные индексы определены в пределах установленных ограничений.