Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Есть вопросы по ценообразованию и закупкам? В Госслужбе прошел «День открытых дверей»

Сегодня, 15 января 2014 года, в соответствии с поручением Главы Чувашской Республики в Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, как и в других органах исполнительной властиреспублики, состоялся День открытых дверей. Прием граждан вела руководитель Госслужбы Егорова А.Е.

Учитывая актуальность заданных вопросов, Госслужба публикует информацию по наиболее часто задаваемым вопросам.

Что нас ожидает в 2014 году? 

В сфере тарифного регулирования: Перед региональными регуляторами поставлены две важные задачи: обеспечение прозрачности регулирования тарифов и разъяснение населению вопросов тарифного регулирования в целом и тарифных решений на 2014 г.

Правительством РФ в целях социальной защиты граждан принято решение по формуле индексации «инфляция минус 30%» (на 30% ниже инфляции за предыдущий год), т.е. на уровне не более 4,2%, причем повышение ожидается со второго полугодия 2014.  г.

Это действительно самый низкий уровень индексации, зафиксированный в последнее время, и перед региональными властями поставлена задача обеспечить соблюдение данного показателя в среднем по стране. Конкретный уровень будет устанавливаться для каждого региона и  может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону.

Впервые законодательно на уровне Российской Федерации разработан механизм ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.

Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации и устанавливают:

- порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов;

- основания и порядок изменения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в течение периода их действия, а также основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями индексов по субъектам Российской Федерации и (или) предельных индексов;

- порядок мониторинга и контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов;

- основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований;

- порядок опубликования решений об установлении индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в области применения предельных индексов.

Контроль за соблюдением порядка утверждения предельных индексов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предельные (максимальные) индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на первый долгосрочный период устанавливаются в порядке и на период, которые предусмотрены основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, не позднее чем 1 мая 2014 года и вводятся в действие с 1 июля 2014 года.

За период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2015 г. ресурсоснабжающие организации должны перейти на долгосрочный период регулирования тарифов, на первоначальном этапе данный период составит 3 года, в последующие - не менее 5 лет.  

В сфере закупок: Закупки – очень важный и значительный компонент экономики. Повышение открытости и прозрачности размещения заказов – важнейшая задача, определенная Правительством России и  Чувашии.- Каковы  результаты работы?

Госслужба осуществляет размещение заказов для государственных нужд Чувашской Республики с 1 января 2010 года. Несмотря на такой короткий срок на сегодняшний день Госслужба является одним из важнейших органов, который осуществляет формирование и реализацию конкурентной политики в республике, обеспечивает функционирование и развитие системы размещения государственных заказов.

Динамика в сфере совершенствования системы государственных закупок очевидна. Со дня создания уполномоченного органа система государственного заказа претерпела значительные изменения, обеспечен переход к полномасштабному применению электронных торгов.

В 2013 году Госслужбой проведено 3315 торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашии, что составляет 137,4% от  количества торгов, проведенных в 2012 году (по сравнению с 2011 годом количество торгов увеличилось в 2,4 раза). В целом объем размещенного заказа  составил 7543,3 млн. руб. (92,5% от объема размещенного заказа в 2012 году).

Развитие добросовестной конкуренции на торгах, открытость и прозрачность при реализации госзаказа позволяют нам повысить эффективность и сэкономить бюджетные средства. Приведу некоторые цифры: по итогам проведенных торгов экономия бюджетных средств   составила 773,6 млн. руб., в 2012 г. - 607,2 млн. руб.,   в 2011 г. - 245,8 млн. Увеличение объема экономии бюджетных средств в текущем году по сравнению  с 2012 годом  составило в 1,3 раза, по сравнению с 2011 годом - 3,0 раза.

В среднем экономия бюджетных средств по итогам проведенных торгов составляет 10,3 % от начальной цены контрактов, при этом экономия бюджетных

  средств по итогам торгов на выполнение подрядных работ в среднем составляет от 10 до 25%,  по итогам торгов на поставку лекарственных – 35 - 50% от начальной цены контрактов.

В текущем году в торгах участвовало  более 12 тысяч  организаций различных форм собственности и предпринимателей.  По сравнению с 2012 годом количество участников торгов увеличилось в 1,5 раза, по сравнению с 2011 годом -  почти в 3 раза.

 44 федеральный  закон.

1 января 2014 года в силу вступил 44 Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон пересматривает большинство положений предыдущего документа – ФЗ № 94.

Зачем понадобился новый закон, когда, казалось бы, только-только научились работать по старому, 94-му?

- 94 ФЗ - один из немногих законов, по поводу содержания которого было много дискуссий, его много критиковали. Сегодня уже наработана очень большая правоприменительная практика со стороны заказчиков, контролирующих органов и участников. Но некоторые отрицательные моменты остаются. Например, при проведении электронных аукционов отбирается не та компания, которая качественно выполнит услуги, а та, которая предлагает наименьшую цену. Победитель, который предлагает меньшую цену, далеко не всегда гарантирует качество. Еще одна проблема — недобросовестные исполнители. Механизм расторжения с ними контрактов был очень затянут - если отсутствовало обоюдное согласие сторон, то только через суд, а разбирательства там могли длиться годами. В итоге работы не выполнялись, меры к недобросовестному исполнителю было предъявить трудно. Яркий пример – капитальный ремонт в  Президентском перинатальном центре в 2012 г. (отремонтировать Перинатальный центр должны были за 1 месяц, в итоге ремонт продлился более чем на 3 месяца), который стал «заложницей» такой ситуации. Только летом этого года в законе стали действовать новые, введенные поправками, нормы, которые разрешили расторжение контракта в одностороннем порядке, в случае неисполнения условий подрядчиком.

Что принципиально нового внесет закон о контрактной системе в области госзакупок? Чем ФЗ №44 отличается от ФЗ №94?

Действующий 94-ФЗ строго устанавливает только процедуры по размещению заказа. Контрактная система регулирует сферу закупок, начиная с того момента, когда заказчик еще только начинает задумываться о том, что ему надо купить и в каких объемах, до оценки эффективности.

Вводится этап планирования закупок, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. Контрактная система расширяет линейку способов определения поставщика, в том числе предусматривает такие новые способы, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений. Усовершенствуются существующие процедуры определения поставщика. Более детально описаны механизмы заключения и исполнения контрактов.

Другой положительный момент нового закона - широкие возможности для общественного контроля на всех этапах планирования и осуществления закупки. Как показывает практика, прозрачность является самым действенным антикоррупционным элементом.

  В законе общественному контролю посвящена отдельная статья. Объединения граждан могут посылать запросы заказчику об осуществлении закупок, обращаться в контрольные органы и в суды в случае выявления нарушений в деятельности заказчиков, готовить предложения по совершенствованию законодательства в сфере закупок. Считаю, что закупки для социальной сферы, строительства инфраструктуры, дорог должны решаться с участием общественности.  Эффективность закупок во многом будет зависеть от степени заинтересованности самих граждан и общественных организаций в обсуждении закупок. Необходимо отметить, что наиболее важные и крупные закупки не могут быть осуществлены без проведения общественного обсуждения.

Что такое «Контрактная служба Заказчика» и «Контрактный управляющий»?

Контрактная служба должна быть создана заказчиками в том случае, если совокупный годовой объем закупок превышает сто миллионов рублей. Контрактной службой может быть как самостоятельное структурное подразделение, так и группа сотрудников, работающих в разных структурных подразделениях.

Контрактный управляющий — это назначенное заказчиком должностное лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта. Функции контрактной службы и контрактного управляющего практически аналогичны. Контрактная служба и контрактный управляющий занимается непосредственно закупками, начиная от планирования до исполнения контрактов, включая экспертизу результатов контракта.

 Какие особенности исполнения контрактов можно отметить?

В новом законе особое внимание уделено порядку приемки товаров, работ, услуг. Предусмотрены случаи, когда Заказчик обязан привлекать экспертов и экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Кроме того, Заказчики будут формировать и размещать в единой информационной системе отчеты, содержащие результаты исполнения отдельного этапа по контракту, а также информацию о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге.

Также к числу нововведений, связанных с исполнением контракта, можно отнести банковское сопровождение контрактов. Конкретные случаи банковского сопровождения контрактов должны быть определены Правительством РФ.

 Кто и как будет осуществлять контроль в сфере закупок?

Будет несколько видов контроля — ведомственный, общественный и контроль именно специальными контролирующими органами, к которым будут относиться не только привычные заказчикам ФАС России, Розоборонзаказ, контрольные органы субъектов и муниципальных образований, но и Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, Росфиннадзор, органы финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований.

Ведомственный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе будут осуществлять государственные и муниципальные органы в отношении подведомственных им заказчиков.

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и контрольно-счётные органы муниципальных образований будут осуществлять аудит в сфере закупок.

Кроме того, будет осуществляться общественный контроль — гражданами, общественными объединениями или объединениями юридических лиц.

 Уберет ли новая контрактная система проблемы, наиболее остро встававшие перед участниками госзакупок во время действия 94-ФЗ?

Часть проблем, безусловно, будет решена, в основе закона заложены новые ценности: теперь закон ориентирован не только на экономию, но и на качественное обеспечение государственных и муниципальных нужд.

При этом, надо отметить, что новая система закупок - это не только оптимизация бюджетных потоков, но и колоссальный инвестиционный ресурс. Любой производитель может изучить планы закупок и узнать, какие товары государство собирается закупать в трехлетнем периоде, какие объекты должны быть построены. Это мощнейший стимул для развития производства.



15 января 2014
18:03
Поделиться