Ждать ли повышения тарифа на транспорт?
Подходит к концу 2013 год. Об итогах работы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам и о задачах на 2014 год мы поговорили с руководителем ведомства Альбиной Егоровой.
– Альбина Егоровна, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете итоги года? Какие события могли бы отметить как важнейшие?
– Это был год напряженный и в то же время очень интересный, но при этом легким его не назовешь. За текущий год Госслужбой было принято 321 тарифное решение. Экономический эффект от тарифного регулирования составил 2 млрд 600 млн рублей.
В начале года было много обращений граждан в связи с высокими нормативами на общедомовые нужды по коммунальным услугам. Наша республика пересмотрела нормативы потребления на ОДН на холодное и горячее водоснабжение в сторону снижения, а нормативы потребления ОДН по водоотведению были отменены. С учетом этого размер платежей уменьшился.
Кроме того на уровне Чувашии пересмотрели тарифы на тепловую энергию в сторону снижения для 12 теплоснабжающих организаций.
– Для тех, кто еще не осведомлен, давайте уточним, кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги?
– Их устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ (в Чувашской Республике – Кабинет Министров ЧР и Государственная служба ЧР по конкурентной политике и тарифам).
– Думаю, всем интересно знать, какие расходы включаются в тарифы на коммунальные услуги?
– В структуре любого тарифа на коммунальные услуги заложены затраты на энергоресурсы, к примеру, в стоимости одной гигакалории тепловой энергии по отдельным источникам теплоснабжения затраты на энергоресурсы занимают порядка 40 - 80% расходов, все остальное: оплата услуг, сырье и материалы, ремонт основных средств, оплата труда и отчисления на социальные нужды и прочие расходы.
– Какие органы осуществляют контроль за правильностью установления и применением тарифов?
– Этим занимается наше ведомство. Мы устанавливаем тарифы в отраслях, где применяется государственное регулирование цен в соответствии с законодательством РФ, отнесенное к ведению Чувашской Республики, а также осуществляем контроль за правильностью их применения и обоснованностью установления.
– Подскажите, возможно ли платить меньше за жилищно-коммунальные услуги?
– Существует несколько способов на вполне законных основаниях. Первый – льготы. Второй способ – субсидии, которыми могут воспользоваться семьи, если платежи за коммунальные услуги занимают существенную часть их доходов. Третий – перерасчет. Если услуги не удовлетворяют вас своим качеством, то можно требовать перерасчета. И, наконец, мероприятия по энергосбережению.
– Альбина Егоровна, граждане интересуются, ждать ли им повышения тарифа на пассажирский транспорт?
– В 2013 году в республике были впервые внедрены дифференцированные тарифы на проезд общественным транспортом. Рост тарифов при оплате проезда билетами длительного пользования составил в городском сообщении 1 рубль, в пригородном сообщении тариф не увеличивался. Законодательством РФ не установлен срок изменения и введения в действие тарифов на проезд, а также периодичность их пересмотра. На практике сложилось так, что тарифы на перевозки пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в Чувашии повышаются не чаще одного раза в год.
В настоящее время обращения по вопросу увеличения тарифов от перевозчиков не поступали, поэтому с 1 января 2014 года повышение тарифов на перевозку пассажиров не планируется.
– Как менялись надбавки на социально значимые товары в текущем году и произойдут ли изменения в 2014?
– В 2013 году надбавки и наценки к ценам на социально значимые товары не повышались. И в 2014 году пока также не планируется повышать регулируемые надбавки и наценки.
– Закупки – очень важный и значительный компонент экономики. Каковы результаты работы повышения открытости и прозрачности размещения заказов?
– Госслужба осуществляет размещение заказов для государственных нужд Чувашской Республики с 1 января 2010 года. Госслужба является одним из важнейших органов, который осуществляет формирование и реализацию конкурентной политики в республике, обеспечивает функционирование и развитие системы размещения госзаказов.
Со дня создания уполномоченного органа обеспечен переход к полномасштабному применению электронных торгов.
В 2013 году Госслужбой проведено 3220 торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Чувашии.
Развитие добросовестной конкуренции на торгах, открытость и прозрачность при реализации госзаказа позволяют нам повысить эффективность и сэкономить бюджетные средства.
В текущем году в торгах участвовало более 10 тысяч организаций различных форм собственности и предпринимателей. По сравнению с 2012 годом, количество участников увеличилось в 1,5 раза, по сравнению с 2011-м – почти в 3 раза.
– Кто и как будет осуществлять контроль в сфере закупок?
– Будет несколько видов контроля — ведомственный, общественный и контроль специальными контролирующими органами, к которым будут относиться ФАС России, Рособоронзаказ, контрольные органы субъектов и муниципальных образований, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, Росфиннадзор, органы финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований.
Ведомственный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе будут осуществлять государственные и муниципальные органы в отношении подведомственных им заказчиков.
Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и контрольно-счетные органы муниципальных образований будут осуществлять аудит в сфере закупок. Кроме того будет осуществляться общественный контроль гражданами, общественными объединениями или объединениями юридических лиц.
– Спасибо за интервью, Альбина Егоровна!
Беседовала Татьяна Прохорова