Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Что такое «тариф»?

Все мы уже привыкли к ежегодному росту тарифов на услуги ЖКХ, электрической энергии, на услуги транспорта и прочее. Для россиян это тоже стало, пусть не самым приятным, но все же символом Нового года. Но хотелось бы провести экскурс  в историю и рассказать, что же такое «тариф» и что это  обозначало в добрые старые времена.

         Если верить историкам, термин «тариф» в понимании «бесспорная оплата» - бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера   (именно столько, ни больше, но и не меньше) – был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов или немного позже. Сам термин пришел во французский из арабского, а в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который шел на содержание маяков и карантинов, и был он одинаков для всех. Во Франции этот термин появился не позднее пятнадцатого века, и означал он плату за услуги, определяемую коллективным органом управления – например, ратушей города Тулузы за услуги …палача! Или венецианской Сеньорией за перевозку людей и грузов на судах, принадлежавших городу. Частные владельцы назначали за свои услуги не тариф, а  таксу – то есть плату, в отношении которой можно было договариваться, если таковая не устраивала заказчика. Поскольку налог предоставитель услуги платил как с фактического, так и с вмененного дохода, то у таксы были определенные пределы, ниже которых сделка состояться не могла.  Наконец, третья из известных истории  экономики форм взаиморасчетов называлась словом «салари» ( с ударением на последнем слоге, само слово то ли французское, то ли итальянское) – которое означало в общем понимании жалование за определенные затраты рабочего времени. Жалование зависело не только от доброй воли работодателя и наемного работника, но и от конъюктуры рынка: самые дорогие миланские и нюрнбергские мастера-оружейники фактически диктовали свои цены за счет высокого авторитета своей торговой марки, вынуждая заказчика рассчитывать свои желания в соответствии с кошельком.

   По мере становления национальных государств и возникновения колониальных политик у монархов возникла насущная необходимость организации собственных экономик, причем в интересах прежде всего сохранения важнейших государственных атрибутов «без которых нельзя»: государственного строя международного суверенитета и территориальной целостности. Важнейшим инструментом государственного регулирования становилась государственная граница, тот предел, за которым утверждение собственного приоритета чаще всего осуществлялось военной силой. Но граница государственная априори становилась границей экономической: это была та черта, на которой вступали в действие экономические законы данной страны, скрепленные личным авторитетом монарха. И именно на границе начинал применяться инструмент экономической политики, именуемый тарифом. Очень долгое время это был тариф таможенный. Именно на нем отрабатывалась практика и технология тарифной деятельности практически во всех странах.  Осуществляли эту деятельность как правило лица, близкие к королю-царю-императору, то есть двор. Который с большой буквы.

Первыми, кто задумался о единой тарифной политике в государстве, были французы. Их соседи испанцы,  обладавшие громадным территориальным пространством, из-за неграмотной финансовой политики ( в том числе и ее тарифной составляющей) очень быстро растеряли свои преимущества. Первым государственным деятелем, всерьез озаботившимся тарифной политикой именно в этом направлении, стал Арман Жан дю Плесси, более известный под именем кардинала Ришелье. Именно ему принадлежала идея тарификации государственных налогов, то есть приведение налоговой системы в предсказуемое состояние.

Первая общественная организация в Российской империи – Вольно-экономическое общество – было учреждено через три года после прихода к власти Екатерины Второй и через девять лет после упразднения последней в России внутренней таможни: в 1765 году. Одной из первых рекомендаций Вольно-экономического общества стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка ( внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими.

До Крымской войны вся российская внешняя торговля разделялась на два пространства: Европейская и Американская. В европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами

      Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством финансов

     Первым русским теоретиком тарифной политики был Сергей Юльевич Витте, математик по образованию, начинавший карьеру билетным кассиром, а закончивший ее Председателем Совета Министров Российской империи. Именно он написал в 80-е годы книгу «Принципы железнодорожных тарифов», которая выдержала четыре издания только при жизни автора и была переведена на 6 языков. Смысл принципов в следующем:

*                    Тарифы должны регулировать интересы частного производителя и государственной казны с учетом интересов каждого, причем на длительный срок. Как минимум, на срок окупаемости вложенного капитала.

*                    Тарифы должны быть явными. То есть их нельзя скрывать ни от конкурентов, ни от государственного фиска.

*                    Тарифы должны обеспечивать поступления в бюджет, поэтому не могут быть изменяемы произвольно и в угоду коньюктуре рынка.

*                    Тарифы не могут решить всех проблем защиты собственного рынка и привлечения капиталов извне. Они должны быть частью продуманной и долговременной государственной политики «покровительствования собственной экономике».

*                    Тариф должен соотноситься с платежеспособностью населения. Вполне возможно начинать с низкого тарифа, повышая его по мере обогащения народа.

*                    Государственный тариф должен иметь силу закона.

 



05 января 2008
00:00
Поделиться