БЕНЗИН ГОТОВ ПОЛЫХНУТЬ
Обещания правительства удержать инфляцию в 2008 году в 7-процентном плановом коридоре становятся все более невыполнимыми. И дело даже не в том, что эксперты Всемирного банка прогнозируют не менее 7,5% или даже больше. Потребительские цены, несмотря на все принятые правительством меры, продолжают расти (1,2% в ноябре). В ближайшее время дополнительное ускорение инфляции обеспечат цены на ГСМ. По данным Росстата, бензин в ноябре подорожал на 2,3%. Это максимальный темп с начала 2007 года. После 2 декабря бензиновые цены продолжили свой бег.
Это обеспокоило членов Совета федерации. В пятницу на последнем заседании осенней сессии сенаторы приняли обращение к премьеру Виктору Зубкову с просьбой «антимонопольно» урегулировать цены на нефтепродукты внутри страны. «Экспортная составляющая оказывается значительно выше поставок на внутреннем рынке, что приводит к дефициту и, соответственно, к существенному росту оптовых цен", - выявил причины бензиновой инфляции председатель комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян. Всплеск мировых цен на нефть подталкивает российских производителей к увеличению поставок за рубеж, а это, в свою очередь, приводит к дефициту топлива на внутреннем рынке.
Поэтому члены Совета федерации настоятельно предложили премьеру дать поручение уполномоченным органам выработать механизмы рыночного, в том числе антимонопольного регулирования, баланса ценообразования на нефтепродукты внутри страны. "Цены не должны назначаться волюнтаристски, государство должно участвовать в процессе ценообразования, контролировать этот процесс, вести постоянный мониторинг и принимать, соответственно, превентивные меры», - заявил спикер Совета федерации Сергей Миронов.
В обращении СФ отмечается, что рост оптовых цен на ГСМ ведет к общему повышению уровня цен на все виды товаров и услуг и росту социальной напряженности. Причем сенаторы опасаются, что очередные скачки цен могут произойти сразу после Нового года - до президентских выборов.
Особенно опасен для власти рост цен на продовольственные товары повседневного спроса, которые в очередной раз подорожают из-за всплеска цен на доставку продуктов. При этом в ноябре сливочное масло, например, и так подорожало на 4,3%, подсолнечное - на 2,3%, крупа и бобовые - на 2,9%. Галоп продуктовых цен особенно неприятен для наименее обеспеченных слоев населения. Минимальный набор продуктовой корзины в ноябре подорожал в среднем по России на 2,8%. В целом за 2007 год продуктовый набор подорожал на 19%, в то время как пенсии выросли только на 9,7%.
Очевидно, что рост цен на бензин будет подстегивать инфляцию и дальше. Вполне вероятно, что прогноз замглавы МЭРТа Андрея Белоусова о том, что прогнозируемая инфляция в 2007 году недотянет до 12%, не оправдается.
Как уже сообщала «Газета» (см. номер от 7 декабря), инфляционные риски в 2008 году будут только усилены существенным дополнительным увеличением бюджетных расходов (1 трлн рублей в декабре 2007 года и 138 млрд рублей в начале 2008-го). И вполне вероятно, что 2 марта 2008 года потребует новых бюджетных расходов.
В этой ситуации у правительства практически нет других методов сдерживания бензиновых цен, кроме административных. Два года назад Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики, смог убедить нефтяников заморозить на время бензиновые цены. Однако оно было произведено накануне повышения экспортных пошлин на нефть, а значит, выгодно для нефтекомпаний. Правительство также не проиндексировало акцизы на бензин.
Тогда же Христенко, выступая на парламентском часе в Госдуме, предложил и иные меры борьбы с ценами на бензин. По его словам, ситуация с бензиновыми ценами в России усугубляется слишком тяжелой фискальной нагрузкой на нефтяную отрасль. Ослабить ее можно, снизив налоговую нагрузку на нефтедобывающие предприятия. Прежде всего можно изменить порядок начисления и взимания НДПИ. При поставках на внутренний рынок ввести специфическую ставку НДПИ, индексируя ее, исходя из темпов инфляции. Однако эти предложения Христенко фактически были отвергнуты. Теперь бензиновые цены не остановишь никакими обращениями к премьеру.
Почему в странах Персидского залива бензин дешевле минеральной воды, а в России минеральная вода дешевле бензина?
Аркадий Дворкович / начальник экспертного управления администрации президента:
Во-первых, у нас добыча существенно дороже, а не такая дешевая, как в южных странах. Во-вторых, у нас и налоги выше. Конечно, можно отменить налоги на нефть и на бензин, нет проблем. И тогда уж точно бензин будет дешевле. Но только тогда у нас возникнет другая проблема - например, с финансированием социальных расходов, и не только с этим... А экономику минеральной воды, честно говоря, я не знаю.
Евгений Аркуша / президент Московской топливной ассоциации (МТА):
Да потому, что там система экономики совсем другая. У нас очень большая налоговая нагрузка на отрасль, и с каждого проданного литра надо заплатить примерно 55% налогов. И еще у нас низкая, несовременная и малоэффективная переработка. То есть очень низкий выход светлых нефтепродуктов и очень большой выход темных в отличие от западных нефтеперерабатывающих заводов. Это так называемые мазутные потери, когда темные продаются по цене ниже, чем стоимость входной нефти. И чтобы покрыть эти потери и обеспечить нормальную прибыль, нужно повышать цену светлых нефтепродуктов. У нас средний выход светлых нефтепродуктов равен всего лишь 45% , в то время как на современных предприятиях доходит до 90%. Это и есть те две основные проблемы, которые обеспечивают высокую стоимость нефтепродуктов в нашей стране.
Иван Грачев / председатель движения "Развитие предпринимательства":
Многие страны Ближнего Востока проводят эффективную промышленную политику. Например, ОАЭ обошли Норвегию и стали по уровню жизни первой страной в мире. При этом у них никакими налогами совсем не облагаются инновационные предприятия! Там, конечно, есть нюансы: араб должен быть хотя бы наполовину владельцем этого предприятия. И тем не менее они используют свои нефтяные ресурсы для стабилизации социального положения и форсированно развивают высококлассные инновационные предприятия.
Николай Рыжков / бывший председатель Совета министров СССР, представитель исполнительного органа государственной власти Белгородской области в Совете федерации:
Цены и объем добычи устанавливаются ОПЕК. Но каждая страна проводит свою национальную политику. И страны Персидского залива заботятся о своих гражданах лучше, регулируя цены при помощи административных и экономических мер и давая определенные дотации для того, чтобы цены не поднимались.
Если бы американцы выпустили вожжи, то у них тоже бензин бы был дороже. Мы же говорим: в мире цены на нефть поднимаются, значит, и на бензин у нас тоже. Да разве только на бензин?