Зерно вышло на биржу. Государство распечатывает закрома Родины, чтобы стабилизировать цены
Вчера в России состоялись первые в этом году биржевые торги зерном из государственного интервенционного фонда. Главные цели - осадить цены на зерновом рынке, которые в этом году очень высоки, и снабдить мельников сравнительно дешевым сырьем.
По установленным в этом году правилам торги можно проводить, когда цена на хлебопекарную пшеницу переваливает за 5000 рублей за тонну. В первый день на торгах было продано около 30 тысяч тонн хлебопекарной пшеницы. Цена в ходе торгов колебалась от 5850 до 5150 рублей за тонну. Как сообщил директор аналитического департамента Российского зернового союза Сергей Шаховец, к началу интервенций пшеница третьего класса стоила на рынке в центре европейской части страны около 6400 рублей за тонну.
В последние 2 недели темп роста цен на зерно в России немного замедлился. Свою роль в этом определенно сыграла некоторая коррекция цен вниз на мировом рынке. Возможно, сообщение о начале государственных интервенций тоже повлияло на рынок. Во всяком случае, в прошлые годы стоило государству четко заявить о своем намерении "поправить" рынок, как он, даже не дожидаясь торгов, сам начинал двигаться в указанную сторону.
Первые зерновые интервенции в новейшей истории в нашей стране проходили в 2002-2003 годах. В то время, по мнению правительства, нуждались в поддержке крестьяне. Поэтому государство закупало зерно в интервенционный фонд.
В 2004 году товарные интервенции прошли впервые. Государство продало примерно полтора миллиона тонн пшеницы и ржи. Даже в ходе торгов тонна отличной пшеницы стоила от 4400 до 6200 рублей за тонну. Правда, в то время рубль относительно доллара весил меньше, чем сейчас.
В 2005 году цены упали и государству пришлось проводить уже закупать зерно, чтобы поддержать крестьян. Тогда та же пшеница третьего класса уходила на торгах по цене 2700-3290 рублей за тонну.
Летом 2006 года цены было снизились, минсельхоз подготовил закупочные интервенции, но они не понадобились. Цены поднялись без вмешательства государства.
К этой осени стало ясно: зерна у нас в стране много - больше, чем в прошлом году. Но все-таки недостаточно для того, чтобы накормить весь мир. Экспорт в сентябре и, судя по всему, в октябре поставил рекорды. Мельники и животноводы заявили, что могут остаться без сырья для производства муки и кормов. Правительство решило принять меры: в ноябре начинают действовать экспортные пошлины на пшеницу и ячмень. Если они не затормозят вывоз зерна из страны, в январе или феврале глава минсельхоза Алексей Гордеев обещал добиться их повышения.
Пошлины являются некоторой гарантией того, что подешевевшее в ходе интервенций на внутреннем рынке зерно не потечет прямиком на рынок мировой. Хотя эксперты говорят, что десятипроцентная пошлина на пшеницу едва ли способна остановить экспорт.
Более эффективной защитой полутора миллионов тонн зерна, которое есть у государства в интервенционном фонде, являются ужесточенные в этом году правила для участников торгов. К ним допускают только мельников и только в том случае, если региональные власти дадут гарантию - закупленное в ходе интервенционных торгов зерно не уйдет налево.
Сколько продлятся торги, сказать пока трудно. Сделки, которые сейчас заключаются на бирже в Чикаго, показывают: мировые торговцы зерном предвидят снижение цен до 250 долларов за тонну пшеницы к июлю следующего года. Сейчас она стоит 320-350 долларов за тонну. Сергей Шаховец утверждает, что мировые цены, возможно, и снизятся до 280-300 долларов за тонну, однако никогда уже не опустятся до уровня 150-170 долларов за тонну, который казался устойчивым еще пару лет назад.
Если он прав, то интервенции могут слегка снизить цены на российском рынке на несколько месяцев. Однако для того чтобы противостоять мировой тенденции в течение нескольких лет, государству не хватит ни 1,5 миллиона тонн интервенционных запасов, ни даже 15 миллионов тонн, если бы они и были.
Эксперты полагают, что, если правительству в этом году удастся удержать рынок от резких взлетов и падений, в следующем году часть залежей уже будет распахана под зерновые.
Товарные интервенции являются частью комплекса мер, которые правительство принимает для обуздания цен на продовольствие. Недавно на федеральном уровне торговые сети и производители продовольствия договорились заморозить цены на социальные продукты. Такие же, только более детальные соглашения заключают и в регионах. И если уж областные власти поручились за мукомолов, чтобы те могли принять участие в торгах, то следует ожидать, что наверняка и с мельниками, и с пекарями достигнуто соглашение по сдерживанию цен. Понятно, что хлеб не подешевеет, но он, скорее всего, и не будет дорожать в течение нескольких месяцев.