Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Хлебный заговор

Подорожание хлеба - это грандиозное надувательство. Оно было не только хорошо организовано, но и поддержано чиновниками. Во вторник Росстат подтвердил выводы нашей газеты. Глава ведомства Владимир Соколин заявил, что в этом году запасов зерна в стране больше, чем в прошлом. А значит, стремительный рост цен на хлеб не может быть вызван объективными причинами. Теперь власти попытаются исправить допущенные ошибки, вернув цены на прежний уровень. Удастся ли им это?

"Согласно данным статистики, запасы зерна в стране на 1 июля нынешнего года выше прошлогоднего уровня", — заявил глава Росстата Владимир Соколин. По его словам, некоторые участники рынка не только проигнорировали объективные данные, но и организовали публикации, подогревающие инфляционные ожидания. "При этом все почему-то забывают, что с 1992 года в России не было продовольственных кризисов, а ее экспортный потенциал достигает сейчас 10—15 млн тонн зерна", — напомнил глава Росстата. Более того, в случае неурожая внутренний зерновой баланс можно корректировать за счет снижения экспорта, считает Соколин. Что и требовалось доказать.

Теперь, когда в правительстве признали сговор, остается вопрос — что делать дальше? Ведь во многих регионах хлеб подорожал на 30—50%. На днях Законодательное собрание Краснодарского края уже обратилось к главе Минсельхоза Алексею Гордееву с просьбой ввести мораторий на вывоз зерна из России. Министр пока молчит. Ведь он, как известно, противник этого варианта.

Также как и сельхозпроизводители-экспортеры, которые пугают: если Россия перестанет экспортировать пшеницу, мировые цены на нее взлетят еще выше. А значит, и хлеб у нас будет стоить как в Европе. При этом экспортеры стыдливо умалчивают, что наш рынок от этих цен практически не зависит — с каждым годом мы закупаем импортного зерна все меньше и меньше.

Впрочем, производителям выгодно нагнетать истерию. Ведь если экспорт зерновых ограничат, они потеряют существенную часть прибыли. Мнение Гордеева тоже известно: зерно должно дорожать в соответствии с мировой конъюнктурой — как нефть и газ. Губернаторы с ним не согласны.

Глава Красноярского края Александр Хлопонин потребовал от производителей хлеба снизить цены. Хлебопеки пообещали, что со следующей недели их продукция будет стоить столько же, сколько и раньше. То же — в Чувашии. По словам представителя местной службы по тарифам Натальи Борисовой, "были жестко зафиксированы цены на муку, отпускаемую на хлебопечение, и обозначен максимально возможный рост для хлебопекарных предприятий".

Заметим, что торговая наценка — один из основных факторов, влияющих на конечную стоимость буханки. Доля зерна в ней невелика — 20—25%. Зато магазинная и заводская наценки могут достигать половины стоимости хлеба. Поэтому торговцы умеривают свои аппетиты. Например, в Ивановской области некоторые магазины добровольно решили продавать черный хлеб "Дарницкий" и "городскую булку" без надбавки. Теперь дело за хлебозаводами. А они идут на снижение наценки крайне неохотно. И в конечном итоге все-таки отыгрываются на потребителях. Они просто берут и снижают себестоимость продукта, что, разумеется, отражается на его качестве.

Впрочем, на благотворительность хлебопеков у властей надежды немного. Поэтому во многих регионах сейчас создаются собственные резервы зерна — помимо федерального, имеющего большое стратегическое значение. Например, в той же Чувашии уже создан запас пшеницы, позволяющий сдерживать перепады цен на хлебобулочные изделия в течение трех месяцев.

К счастью, ценами на хлеб заинтересовалась и антимонопольная служба. В некоторых регионах (например в Ивановской области) созданы специальные группы, которые отслеживают всю цепочку ценообразования от производителей муки до розницы. И если выяснится, что цены завышаются искусственно, то в ФАС будут направлены обращения с просьбой провести проверки участников "хлебного" рынка.



"Комсомольская правда"
26 июля 2007
00:00
Поделиться