Анатолий Чубайс: до полного счастья осталось два с половиной года
Функции государства в определении стратегии развития энергетики должны укрепиться, и это не противоречит рыночной идеологии. Для самоуправления же в отрасли предлагается создать представительный Совет рынка. О перспективах российской энергетики в интервью каналу "Вести" рассказал руководитель РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. По его мнению, рынок должен продолжать формировать цены на электроэнергию: "Нет ничего более омерзительного, гнусного и антигосударственного, чем государственное ценообразование".
- Анатолий Борисович, РАО ЕЭС в его теперешнем виде перестанет существовать примерно через год. Между тем, Виктор Христенко на днях сказал, что государство не собирается создавать никакого специального органа, который заменит РАО ЕЭС. Что же будет?
- Ну, он все правильно сказал, так оно и есть. Не должно быть специального органа. Другое дело, что функции государства в вопросах, связанных с энергетикой, конечно, должны укрепиться. Называя вещи своими именами, сегодня в значительной степени РАО ЕЭС выполняет государственную функцию управления энергетикой. Это так, но это неправильно. А нужно - если всерьез дело делать и правильно - чтобы государство занималось государственными функциями в энергетике, а частный бизнес - частным бизнесом.
Собственно, примерно это и произойдет, и если говорить о структуре управления энергетикой после РАО ЕЭС - не РАО ЕЭС, а энергетикой после РАО ЕЭС, - то это предмет таких длительных и очень серьезных дискуссий, которые в основном завершены. На сегодня сформировалось понимание вместе с Минпромэнерго о том, как должна выглядеть эта структура. В ней есть две базовые точки опоры. Одна точка опоры – это, собственно, государство. То самое, у которого должны укрепиться функции. Я не хотел бы говорить о названиях министерств, потому что названия - это полномочие правительства. Но я ясно понимаю, что, конечно же, роль того органа, который будет возглавлять энергетику после РАО ЕЭС в части, связанной с энергетикой, должна усиливаться. У меня в этом нет никаких сомнений, и я глубоко убежден в том, что это необходимо, и глубоко убежден в том, что это точно не противоречит рыночной идеологии, созданной в отрасли.
С другой стороны, безусловно, правильно, чтобы в рыночной энергетике появились самоуправленческие структуры, и наиболее значимую из них мы предлагаем создать. Назвать ее Совет рынка. И создать ее не просто так, а в соответствии с законом. Поправки об этом в ближайшее время будут внесены в Государственную думу. Что такое Совет рынка? Это самоуправленческая организация, которая представляет всех участников рынка, всех продавцов и всех покупателей. Одной из дочек этой самоуправленческой организации должна стать сама торговая площадка АТС (Администратор торговой системы) - собственно то, где сейчас торги электроэнергией и происходят. Но мы считаем, что помимо этого, у Совета рынка должны быть и реальные рычаги влияния на инфраструктуру технологическую, то есть на Федеральную сетевую компанию, на системный оператор, вплоть до прямого представительства в составах советов директоров системного оператора и федерально-сетевой компании Совета рынка или представителя Совета рынка. У них должен быть ряд полномочий нормативных, регуляторных. Все это, повторяю еще раз, мы собственно и хотим описать в проекте закона, который, надеюсь, в ближайшее время будет внесен в Государственную думу. То есть после РАО ЕЭС нужна структура управления отраслью обновленная, включающая в себя и государственную компоненту, и самоуправленческую рыночную компоненту.
- То есть, по сути, государство оставит за собой функции какие-то, скорее управленческие, в той части, где у него есть свои активы, а Совет рынка будет правила игры задавать?
- Ну, это не совсем точно. Это не совсем точно. Дело в том, что государство в моем понимании есть несколько групп функций. Во-первых, стратегия развития энергетики. Вы, наверное, знаете о том, что не так давно мы разрабатывали вместе с Минпромэнерго генеральную схему развития энергетики до 2020-го года. Важнейший документ. Ну, просто основополагающий. И это не тезисы ЦК КПСС к 7 ноября. Настоящий рабочий документ с перечнем крупнейших станций, по которому сейчас разворачивается работа. Этот документ нужно обновлять, как минимум, каждые пять лет. Кто это должен делать? Акционерное общество РАО ЕЭС? Ну нет, конечно же. Это государственная функция и ничья другая. Стратегия развития энергетики. Это раз.
Второе: значительная часть тарифного регулирования в энергетике в условиях развитого рынка сохраняется. Сохраняются тарифы на передачу электроэнергии. Сохраняются тарифы на тепло. Сохраняются тарифы на присоединение и ряд других тарифных решений. Это означает, что регулятор, по крайней мере, в этой части функций точно нужен, хотя этим не исчерпывается задача госрегулирования.
Но, кроме того, третье – о чем вы справедливо сказали - есть просто госсобственность в энергетике. Ее нет в генерации, в тепловой генерации. Надеюсь, что ее не будет вообще. Она там не нужна и только вредит. Чем меньше государства там, тем лучше. Но она должна остаться в сетевом комплексе – 75% у государства. В системном операторе – 75% минимум у государства. Это означает, что есть просто госсобственность, которой тоже нужно просто управлять. Вот роль государства.
Теперь о Совете рынка. Вы знаете, есть колоссальнейший свод документов, который как-то не очень известен общественности, - регламенты рынка. Их десятки, даже, наверное, сотни, я думаю. Знаю, что это тома документов, по которым живет весь рынок. Они принимаются без государства. Они принимаются самими участниками рынка. Так вот, это и есть функции Совета рынка, который должен дальше такие документы создавать.
Ну и этим дело не исчерпывается. Дело в том, что рынок - это живое. Он осмыслен тогда, когда он развивается, появляются новые мощности. Меняется структура топливного баланса, изменяется структура потребления. Возникают новые регионы, в которых появляется энергетика. Расширяется единая энергосистема страны, меняется конфигурация участников. И десятки других процессов. А это означает, что рынок не может не реагировать на это. Развитие рынка, развитие правил рынка должно быть функцией самих участников рынка прежде всего. Они инициаторами должны быть. Часть решений они могу принимать сами, а часть решений, если они требуют закона или постановления правительства, инициируется рынком, а принимается уже правительством либо парламентом.
- Скоро, и об этом, кстати, напоминал президент России Владимир Путин на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, вся электроэнергия будет продаваться по свободным ценам, кроме как населению. Как вы думаете, что с ценами произойдет: они взлетят или упадут?
- Для меня действительно основополагающим является как само решение о либерализации, так и шкала увеличения доли либерализованного рынка каждые полгода. Она утверждена постановлением правительства Действительно, с 1 июля - 10%, с 1 января еще 5%, с 1 июля, по-моему, 10%. И вот так вот по шагам в итоге нам осталось до полного счастья 2,5 года. С 1 января 2011 года - 100% либерализованного рынка, за исключение населения. Важнейшая вещь, просто важнейшая вещь.
- Что будет с ценами?
- Что будет с ценами? Мы уже на сегодня видим, насколько несопоставимо эффективнее рыночное регулирование цены по отношению к тупому государственному. Зайдите в Интернет, сайт АТС, и вы увидите ежедневно и ежечасно цену электроэнергии, формирующуюся по пересечению кривой спроса и кривой предложения, строго по учебнику, в 6 тысячах узлов энергосистемы страны, в каждом из них в каждый час времени. Самая прозрачная, самая контролируемая, самая предсказуемая конструкция, в которой многое оказалось гораздо интереснее, чем мы сами могли предположить. Мы сами для себя мгновенно увидели, что рынок умнее. Я был глубоко уверен в том, что, начиная с сентября - сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь - мы получим рост цены в зиму. Смотрим на отчетность текущую: октябрь ниже сентября, ноябрь ниже октября, декабрь ниже ноября. В чем причина? Зимы нет. Нет зимы - и рынок это мгновенно видит. Мало того, смотрим на цены в Сибири, вторая ценовая зона. Цена нулевая по ночам и даже частично днем - 0. В чем дело? Несем убытки (тепловые генерации особенно), разбираемся. Высокая водность в Ангаро-Енисейском каскаде. Правильно, так и должно быть: если водность высокая, значит, рынок должен стимулировать, чтобы эту воду использовать и поставлять на рынок по низкой цене. Тепловая генерация не пролезает в рынок, все забито. Ну, я упрощаю, конечно, картину, - забита гидрогенерацией. Потребителю выгодно. Производителю не очень выгодно, а потребителю выгодно.