И это только ягодки
Почему цены на фрукты и овощи в этом году так высоки?
Сезон свежих ягод и фруктов в этом году в Москве начался на неделю раньше обычного. Черешня и клубника нового урожая почти одновременно появились на полках супермаркетов и на рыночных прилавках. При этом если сравнить цены, например, на черешню в прошлом году и сейчас, то, несмотря на аномально теплую весну, а также отмену таможенных эмбарго на поставки фруктов из Молдавии, цены на эту ягоду в 2007 году оказались почти рекордными — до 600 рублей за килограмм. Причем и дешевеют фрукты и овощи в этом сезоне крайне медленно. "Известия" решили разобраться — почему.
По данным маркетинговых исследований, годовой оборот отечественного фруктового рынка составляет около $6 млрд. При этом покупка фруктов занимает около 6% всех расходов россиян, и год от года соотечественники тратят на ягоды, фрукты и овощи все больше средств. При этом половина плодов и овощей на столах россиян импортные. Причем в общей доле импорта бананы и цитрусы (то есть фрукты, которые не растут на территории России) занимают далеко не первые строчки. Примерно половина привозных овощей и фруктов — это яблоки, груши, помидоры, клубника, вишня и даже картошка, то есть те плоды и овощи, которые в состоянии вырастить отечественные производители, а также фермеры из близлежащих стран.
Фруктовая корзина среднего россияниина на 51% состоит из яблок, на 23% — из бананов, на 11% из апельсинов. Виноград и традиционно любимые мандарины занимают соответственно 7% и 2%. При этом, согласно маркетинговым исследованиям 80% овощей, потребляемых в стране, выращивают на приусадебных участках.
Однако если судить по географии овощей, которые продаются на рынках и в магазинах, южные соседи России явно проигрывают этот рынок поставщикам из Европы, Азии и Америки. К примеру, в одной из крупных торговых сетей Москвы ассортимент молодого картофеля представлен мальтийскими, французскими и итальянскими корнеплодами, поставщики из стран Закавказья и среднеазиатских республик свой товар в московских супермаркетах не представляют.
— Скоро молодую картошку привезут с юга России, и цена на нее традиционно упадет, — говорит сотрудник отдела закупок одной из торговых сетей Москвы Владимир Переладов. — Тогда европейские и израильские поставщики исчезнут до начала зимы, та же история ежегодно повторяется, например, с ценами на помидоры или яблоки.
Цена на такие нездешние плоды, как манго, апельсины или бананы, мало зависит от российских продавцов — в зависимости от сезона наши перекупщики приобретают партии фруктов в разных концах планеты.
— Для того чтобы на вашем столе в течение всего года были свежие апельсины, мы должны импортировать их по следующей схеме: с сентября по декабрь — из Южной Америки, с декабря по июнь — из Египта и Марокко, с июня по сентябрь — из Южной Африки, — комментирует географию поставок фруктов в столицу владелец одной из закупочных фирм. — Фруктовый рынок зависит от множества факторов, таких, как цены на фрукты на мировом рынке, состояние урожая, макроэкономические факторы в странах-производителях, политика транснациональных компаний, погода, ситуация на рынке транспортных международных перевозок.
Страны-поставщики, с которыми мы сотрудничаем, подвержены частым политическим и экономическим кризисам.
Забастовки, шествия, в ходе которых перекрываются автотрассы, — это обычное дело. Впрочем, в любом случае выгоднее работать с производителями, чем с брокерами из спокойных европейских стран.
По мнению профессионалов оптового рынка, торговля овощами и фруктами в Москве — тоже дело непредсказуемое. Спрос и цены на плоды и ягоды в разные годы могут меняться в разы в зависимости от моды, настроений Роспотребнадзора, а также от продовольственной политики городских властей.
К примеру, если сравнить цены на черешню в прошлом году и сейчас, то они на нее в 2007 году оказались почти рекордными — до 600 рублей на некоторых рынках. И дешевеет черешня в этом году крайне медленно. По мнению эксперта одной из оптовых фирм, такая же ситуация повторится и с клубникой, а также со сливами и абрикосами — только чуть позже. Это связано с ужесточением миграционного законодательства — продавцы и посредники из числа "нелегальных мигрантов" стремятся извлечь максимальную прибыль из своего вынужденно кратковременного пребывания в России и из-за резко увеличившихся милицейских поборов. Первобытная закупочная система в странах ближнего зарубежья, транспортные издержки (некоторые фрукты в Москву можно везти только самолетами), взятки по пути, почти 100% накрутки в рознице делают свежую черешню из ближайших южных стран существенно дороже привезенной с другого конца планеты. Выходит, что не слишком вкусная черешня из Южной Америки, которая в прошлые годы тоннами шла в супермаркеты, оказывается дешевле качественного "штучного" товара из Узбекистана или Молдавии — полубандитский и жадный рыночный бизнес Москвы оказывается менее эффективным по сравнению с холодным математическим расчетом логистиков транснациональных корпораций, развозящих по миру рефрижераторы сверхдешевых фруктов и овощей.