Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Минпромэнерго против перекрестного субсидирования

Межтерриториальное перекрестное субсидирование возникло как вынужденная мера тарифного регулирования, направленная на сдерживание роста тарифов в отдельных субъектах страны. В этих регионах тарифы устанавливались ниже экономически обоснованного уровня. Расходы, не включенные в состав указанных тарифов, учитывались при установлении регулируемых государством цен на других территориях. Последствия носили негативный характер не только для электроэнергетики, но и для всей экономики.

Кто получит субсидии

Возвращение к экономически обоснованным ценам на оптовом рынке осуществляется путем предоставления субсидий из федерального бюджета. Это покроет финансовый разрыв между стоимостью приобретения электрической энергии с оптового рынка в указанных субъектах и величиной аналогичной составляющей в конечном тарифе, учтенной в предельных уровнях тарифов на розничных рынках.

Статьей 45 федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено 15 млрд руб. на субсидии субъектам Российской Федерации в составе дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.

Правительству поручено утвердить распределение этих субсидий, порядок и условия их предоставления. Минпромэнерго совместно с Федеральной службой по тарифам и Министерством финансов разработали проект правительственного постановления. В нем впервые сформулированы четкие критерии включения субъектов федерации в категорию субсидируемых.

К таким субъектам отнесены территории, не включенные в ценовые зоны оптового рынка (и в которых функционируют технологически изолированные территориальные энергосистемы), а также территории, которые включены в ценовые зоны оптового рынка, если при установлении предельных уровней тарифов на электрическую энергию для них учитывались поставки на оптовый рынок электрической энергии, производимой на гидроэлектростанциях, в объемах не менее 10% потребления в соответствующей ценовой зоне.

Под данные критерии подпадают 12 субъектов: в первую группу вошли Амурская область, Приморский край, республика Саха-Якутия, Чукотский автономный округ, республика Коми, Архангельская область и Калининградская область, во вторую – Дагестан, Мурманская область, Карачаево‑Черкесия, Чувашия, Карелия.



Размеры помощи

Порядок определения размера субсидий не затрагивает объемы приобретения энергии на условиях долгосрочных договоров, предусмотренных правилами оптового рынка.

Методика, утверждаемая данным постановлением, описывает алгоритм расчета сумм субсидий. Совокупный размер субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования на 2007 г., рассчитанный в соответствии с принятой методикой, составляет 13 млрд 313 млн 40 тыс. руб. Распределителем средств федерального бюджета является Минпромэнерго.

С целью более эффективного расходования бюджетных средств одним из главных условий предоставления субсидий является заключение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов соглашений с Минпромэнерго и ФСТ о поэтапном доведении тарифов на электроэнергию до экономически обоснованного уровня. Этот процесс должен завершиться в 2010 г. Помимо этого, в соглашении оговаривается обязательство местных властей по целевому расходованию субсидий.

Объем субсидий на 2008‑2010 гг. будет ежегодно утверждаться правительством страны по представлению Минпромэнерго и ФСТ. При этом объем субсидий тому или иному субъекту на 2008 г. будет зависеть от результатов борьбы с перекрестным субсидированием в электроэнергетике в 2007 г., а объем субсидий на 2009-2010 гг.– исходя из итогов исполнения соглашений по доведению тарифов на электричество до экономически обоснованного уровня.

В 2007 г. субсидии будут направляться гарантирующим поставщикам и (или) энергосбытовым организациям, осуществляющим покупку электрической энергии на оптовом рынке (или на розничном рынке в технологически изолированных энергосистемах у поставщиков, одновременно являющихся участниками оптового рынка) с целью ее продажи потребителям на розничном рынке по ценам не выше установленных в данном субъекте тарифов; и территориальным сетевым организациям, оплачивающим услуги по передаче электрической энергии через технические устройства ЕНЭС, стоимость которых включает стоимость потерь электрической энергии, оплаченных по экономически обоснованным тарифам на оптовом рынке.

Перечень получателей и размеры субсидий будут определяться на основании данных, предоставляемых ФСТ в Минпромэнерго России.

Контроль за целевым использованием субсидий вверен Минпромэнерго, ФСТ и Федеральной службе финансово‑бюджетного надзора. Принятие данного проекта создаст эффективную систему предоставления субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования, позволит избежать негативных социально-экономических последствий. В нем учитываются интересы как субъектов энергетики, так и государства.



12 мая 2007
00:00
Поделиться