Готов ли бизнес вкладываться в ЖКХ?
Главная цель преобразований в ЖКХ - повышение качества жизни россиян. Для этого необходимо эффективное взаимодействие органов власти и общественных организаций, предпринимательского сообщества, а также заинтересованное участие широких слоев населения. Этими словами вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков задал тональность Всероссийской научно-практической конференции "Модернизация коммунальной инфраструктуры - необходимое условие реализации национального проекта "Доступное жилье", которая прошла на Ильинке. 6 и была организована комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ.
Как отметил в своем выступлении председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ Ефим Басин, о необходимости проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства начали говорить уже с начала 90-х годов.
Леонид Чернышов, заместитель председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, обратил внимание на то, что отрасль является сложным для реформирования сектором экономики, высокие риски которого препятствуют привлечению инвестиций. Он напомнил, что модернизация ЖКХ продекларирована уже давно, однако необходимых средств на нее выделено не было, соответственно государство вынуждено повышать тарифы для населения. По оценкам Росстроя, для модернизации всей коммунальной инфраструктуры РФ необходимо около 8 трлн рублей, а инвестирование этих средств станет возможным лишь при создании государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ, распределении рисков между государством и предпринимательством, считает Леонид Чернышов. В то же время исследования, проводимые на протяжении последних 15 лет экономических реформ в ЖКХ России, изучение зарубежного опыта, а также теория и практика развития муниципальных образований дают основания утверждать, что решить проблему модернизации коммунальной инфраструктуры только усилиями частного капитала, без участия государства, невозможно.
Оценка рынка ЖКХ, по его словам, составляет сегодня 1, 8 трлн рублей; средний износ технологического парка - 70%; среднее КПД оборудования - 35%; система существующего тарифного регулирования не отвечает требованиям реализации долгосрочных проектов; основные фонды - не инвентаризированы, не оценены, не зарегистрированы; предприятия ЖКХ обременены долгами. Тем не менее нынешнее ЖКХ с его устаревшими организационно-экономическими методами хозяйствования уходит в прошлое.
По его словам, доходы предприятий ЖКХ постоянно растут, поэтому эта сфера деятельности является чрезвычайно привлекательной для инвестирования.
Отметив, что ответственность за развитие ЖКХ в соответствии с законом перешла на муниципальный уровень, заместитель министра признал, что муниципальные образования не готовы взять на себя такую ответственность ни с точки зрения кадрового потенциала, ни с точки зрения финансов. В связи с этим он предложил записать в резолюции конференции, что на сегодняшний день еще нельзя полностью отказаться от финансирования сферы ЖКХ из государственного бюджета. Прежде всего необходимо, чтобы в этой отрасли заработали рыночные механизмы. Но пока не до конца отработаны законодательные нормативы, следует хотя бы на принципах софинансирования продолжать бюджетную поддержку муниципалитетов. В противном случае переход ЖКХ на рыночные рельсы неоправданно затянется, подчеркнул он.
Виктор Ельцов, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, отметил, что хотя все согласны с тем, что сфера ЖКХ находится в кризисном состоянии, целенаправленной антикризисной работы в данном направлении не ведется и системного решения проблемы как не было, так и нет.
Рыночной отрасль станет только в том случае, если будет введена 100-процентная оплата тарифов, а это в настоящее время не по карману более 80% населения страны.
В принятой по итогам конференции резолюции, в частности, говорится, что проблема модернизации коммунальной инфраструктуры в настоящее время стоит крайне остро как на региональном уровне, так и перед органами муниципальной власти, на которые возложено бремя ответственности за обеспечение населения коммунальными ресурсами.
Вместе с тем опыт ряда российских регионов показал, что там, где модернизация коммунальной инфраструктуры, энерго- и ресурсосбережение стали приоритетными, появились и реальные сдвиги в реформировании ЖКХ, способствующие вовлечению в этот процесс как населения, так и частных инвесторов.