Присоединяйтесь!
Сетевые тарифы явно на пользу экономике
Сергей Максимов
РАСТУЩАЯ российская экономика ПРЕДЪЯВЛЯЕТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ НОВЫЙ КОЛОССАЛЬНЫЙ спрос. Предприятия и компании желают получать больше энергии, но по как можно меньшей цене. Электроэнергетике же для удовлетворения этого спроса требуются значительные инвестиции. Существует еще и население, за которое пока продолжает частично платить промышленный сектор и тарифы для которого в обозримом БУДУЩЕМ БУДУТ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ РЕШЕНИЯМИ.
Найти баланс интересов, максимально способствующий стабильному развитию экономики и энергетики — задача государства. И одним из инструментов здесь является тарифное регулирование.
Предельный уровень конечных тарифов на электроэнергию ежегодно устанавливается правительством РФ. И энергетики установленные ограничения соблюдают. При этом темпы роста цен на услуги отдельных компаний — сетевых, сбытовых, генерирующих, энергокомпаний регионального и федерального уровней — разные. Это связано с изменениями в принципах тарифообразования, с тем, что тарифы отдельных компаний стали более экономически обоснованными, отражающими реальную структуру затрат и потребность в инвестициях.
Особенно остро инвестиции сегодня необходимы сетевым компаниям. На протяжении ряда лет энергетика оставалась донором экономики. Низкий тариф на услуги энергетиков нужен был для поощрения развития всех остальных отраслей. Тариф рос не выше уровня инфляции, то ес'ть средства на развитие отрасли в нем не предусматривались. Имеющиеся скромные средства направлялись на наиболее критичный участок — поддержание работоспособности электростанций. В результате износ в сетях сегодня достигает 70 процентов при уровне развитых стран в 40—50 процентов.
Одновременно у подросшей в условиях тарифного благоприятствования промышленности возникла необходимость присоединять к электрической сети новые производственные мощности. У сетевиков же в тарифе денег на развитие сети как не было, так и нет. В результате сетевые компании вынуждены были отказывать потребителям в присоединении и увеличении потребляемой мощности. Так, в 2004 году спрос на новые
присоединения был удовлетворен только на 32 процента, в 2006 году — только на 16 процентов.
Прогнозировалось, что в текущем году только каждый десятый, пришедший в сетевую компанию за присоединением, получит его. Однако кризиса удастся избежать благодаря введению платы за технологическое присоединение. Она взимается только с того, кто желает присоединиться, и тратиться энергокомпанией на развитие сети в интересах заплатившего потребителя. Соответственно этот платеж изъят из тарифа, и если потребителя устраивает объем получаемой электроэнергии, он не платит.
Потребитель и сетевая компания начали говорить на рыночном языке, когда предоставление услуги предполагает ее адекватную оплату. И такой подход оказался понятным большинству представителей бизнеса — основного потребителя услуги технологического присоединения. Ассоциации малого и крупного бизнеса, отдельные предприниматели, с которых предстоит и еще в одной области — оплате энергоснабжения потребителями, напрямую присоединенными к электростанциям. На первый взгляд, кажется, что заводы и комбинаты, запитанные непосредственно от шин электростанций, в услугах сетевиков не нуждаются и платить не должны. Реально же при каждом тандеме «потребитель — станция» существует целый сетевой комплекс, который необходим для надежного энергоснабжения промышленного объекта, когда электростанция снижает выработку, скажем, на время ремонтов. Поэтому совершенно справедливо, что содержание этих сетей, передачу электроэнергии по ним должен оплачивать в том числе и промышленный потребитель, который присоединен к электростанции.
Для введения такой платы сегодня уже создана необходимая законодательная база. Осталось, чтобы новый механизм заработал. Пока этого не случится, энергетики будут продолжать терять миллиарды инвестиционных рублей.
Потребитель и сетевая компания начали говорить на рыночном языке, когда предоставление услуги предполагает ее адекватную оплату ' ' •
ми обсуждалось введение платы за технологическое присоединение, поддержали эту меру. Плата стала решением, устраивающим всех: промышленность получила нужную ей услугу, энергетики — средства, чтобы эту услугу оказать, а население не пострадало от чрезмерного роста тарифов. По расчетам альтернативой введения платы стало бы увеличение тарифа на передачу электроэнергии для всех потребителей только в 2006 году на 40—50 процентов. При этом за присоединение к сети крупных предприятий платили бы в том числе и социально незащищенные слои населения.
Сегодня плата за присоединение введена в 41 регионе России. Там, где плата установлена на достаточном уровне, строятся новые линии электропередачи и подстанции для присоединения промышленности и жилых объектов. Чтобы инвестиции пришли и в сети других регионов, необходимы изменения в существующем законодательстве. Здесь финальную точку предстоит поставить правительству РФ.
Перейти к рыночным принципам взаимодействия между потребителем и сетевой компанией
В ближайшие пять лет, чтобы обеспечить адекватный развитию экономики и генерации рост электрических сетей, необходимо вложить в сетевой комплекс порядка 1,3 триллиона рублей. Эксперты считают, что даже значительный рост конечного тарифа не позволит получить необходимый объем инвестиций, пока тариф формируется по принципу «затраты плюс». Поручение об изменении системы тарифного регулирования для сетей уже дано.
Обсуждаемый новый подход к тарифному регулированию в электросетевом комплексе позволит сетевым компаниям привлечь инвестиции на рынке капитала. Чтобы заинтересовать инвесторов, предлагается включать в тариф затраты сетевой компании на обслуживание привлеченного капитала — как акционерного, так и заемного. Механизм подобен ипотечному кредитованию: компании привлекают долгосрочный капитал в достаточном объеме и расплачиваются за него в течение 25—30 лет, компенсируя инвесторам проценты. Внедрение этого принципа позволит в течение 5—7 лет привлечь заемный капитал, по величине равный собственному капиталу, что обеспечит кратное (до 10 раз) увеличение инвестиций в сети. При этом стоимость привлекаемого капитала будет снижаться, поскольку инвестор со временем убедится в неизменности принципов регулирования и отсутствии рисков.
Новая система тарифного регулирования также предполагает долгосрочность тарифов — установление их на 3—5 лет, что обеспечит прогнозируемость тарифов для потребителей и дополнительную инвестиционную привлекательность сетей для инвесторов. Кроме того, будут введены экономические стимулы для снижения операционных издержек сетевых компаний, повышения надежности и качества сервиса.
Все эти новшества позволят, не увеличивая тарифную нагрузку на потребителей, обеспечить необходимый объем инвестиций в сети, а значит, и надежное и бесперебойное энергоснабжение. Предполагается, что на новую систему тарифного регулирования с 1 января 2008 года перейдут до десяти распределительных сетевых компаний. А с 2009—2010 годов все остальные сетевые предприятия смогут жить по этим новым правилам, отлично зарекомендовавшим себя во многих странах мира.
Наша справка:
В результате реформирования электроэнергетики сформировалась новая структура сетевого комплекса. Магистральными сетями (сети 220 кВ и выше) владеют существующая с 2002 года ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», а также 55 магистральных сетевых компаний (МСК), выделенные из региональных энергосистем в ходе разделения последних по видам деятельности. В настоящий момент начат процесс объединения магистральных сетевых компаний с последующим присоединением к ОАО «ФСК ЕЭС». С 2006 года сети, принадлежащие магистральным сетевым компаниям, арендованы и обслуживаются Федеральной сетевой компанией. Распределительные сети (сети 110 кВ и ниже) находятся в собственности региональных распределительных сетевых компаний. В будущем предполагается межрегиональная интеграция этих компаний и формирование 12 операционных межрегиональных распределительных сетевых компаний МРСК.