Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Присоединяйтесь!

Сетевые тарифы явно на пользу экономике

Сергей Максимов

РАСТУЩАЯ российская эко­номика ПРЕДЪЯВЛЯЕТ ОТЕЧЕСТ­ВЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ НОВЫЙ КО­ЛОССАЛЬНЫЙ спрос. Предпри­ятия и компании желают по­лучать больше энергии, но по как можно меньшей цене. Электроэнергетике же для удовлетворения этого спроса требуются значительные ин­вестиции. Существует еще и население, за которое пока продолжает частично пла­тить промышленный сектор и тарифы для которого в обоз­римом БУДУЩЕМ БУДУТ ОГРА­НИЧИВАТЬСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕН­НЫМИ РЕШЕНИЯМИ.

Найти баланс интересов, макси­мально способствующий стабиль­ному развитию экономики и энер­гетики — задача государства. И од­ним из инструментов здесь являет­ся тарифное регулирование.

Предельный уровень конечных тарифов на электроэнергию еже­годно устанавливается правитель­ством РФ. И энергетики установ­ленные ограничения соблюдают. При этом темпы роста цен на услу­ги отдельных компаний — сетевых, сбытовых, генерирующих, энерго­компаний регионального и феде­рального уровней — разные. Это связано с изменениями в принци­пах тарифообразования, с тем, что тарифы отдельных компаний ста­ли более экономически обосно­ванными, отражающими реаль­ную структуру затрат и потреб­ность в инвестициях.

Особенно остро инвестиции се­годня необходимы сетевым компа­ниям. На протяжении ряда лет энергетика оставалась донором экономики. Низкий тариф на услу­ги энергетиков нужен был для по­ощрения развития всех остальных отраслей. Тариф рос не выше уров­ня инфляции, то ес'ть средства на развитие отрасли в нем не преду­сматривались. Имеющиеся скром­ные средства направлялись на наи­более критичный участок — под­держание работоспособности электростанций. В результате из­нос в сетях сегодня достигает 70 процентов при уровне развитых стран в 40—50 процентов.

Одновременно у подросшей в условиях тарифного благоприят­ствования промышленности воз­никла необходимость присоеди­нять к электрической сети новые производственные мощности. У сетевиков же в тарифе денег на раз­витие сети как не было, так и нет. В результате сетевые компании вы­нуждены были отказывать потре­бителям в присоединении и увели­чении потребляемой мощности. Так, в 2004 году спрос на новые

присоединения был удовлетворен только на 32 процента, в 2006 го­ду — только на 16 процентов.

Прогнозировалось, что в теку­щем году только каждый десятый, пришедший в сетевую компанию за присоединением, получит его. Однако кризиса удастся избежать благодаря введению платы за тех­нологическое присоединение. Она взимается только с того, кто жела­ет присоединиться, и тратиться энергокомпанией на развитие сети в интересах заплатившего потре­бителя. Соответственно этот пла­теж изъят из тарифа, и если потре­бителя устраивает объем получае­мой электроэнергии, он не платит.

Потребитель и сетевая компа­ния начали говорить на рыночном языке, когда предоставление услу­ги предполагает ее адекватную оп­лату. И такой подход оказался по­нятным большинству представи­телей бизнеса — основного потре­бителя услуги технологического присоединения. Ассоциации ма­лого и крупного бизнеса, отдель­ные предприниматели, с которых предстоит и еще в одной области — оплате энергоснабжения потреби­телями, напрямую присоединен­ными к электростанциям. На пер­вый взгляд, кажется, что заводы и комбинаты, запитанные непосред­ственно от шин электростанций, в услугах сетевиков не нуждаются и платить не должны. Реально же при каждом тандеме «потребитель — станция» существует целый се­тевой комплекс, который необхо­дим для надежного энергоснабже­ния промышленного объекта, ко­гда электростанция снижает выра­ботку, скажем, на время ремонтов. Поэтому совершенно справедливо, что содержание этих сетей, переда­чу электроэнергии по ним должен оплачивать в том числе и промышленный потребитель, который присоединен к электростанции.

Для введения такой платы сего­дня уже создана необходимая за­конодательная база. Осталось, чтобы новый механизм заработал. Пока этого не случится, энергети­ки будут продолжать терять мил­лиарды инвестиционных рублей.

Потребитель и сетевая компания начали говорить на рыночном языке, когда предоставление услуги предполагает ее адекватную оплату '   '

ми обсуждалось введение платы за технологическое присоедине­ние, поддержали эту меру. Плата стала решением, устраивающим всех: промышленность получила нужную ей услугу, энергетики — средства, чтобы эту услугу ока­зать, а население не пострадало от чрезмерного роста тарифов. По расчетам альтернативой введения платы стало бы увеличение тари­фа на передачу электроэнергии для всех потребителей только в 2006 году на 40—50 процентов. При этом за присоединение к сети крупных предприятий платили бы в том числе и социально незащи­щенные слои населения.

Сегодня плата за присоедине­ние введена в 41 регионе России. Там, где плата установлена на дос­таточном уровне, строятся новые линии электропередачи и подстан­ции для присоединения промыш­ленности и жилых объектов. Что­бы инвестиции пришли и в сети других регионов, необходимы из­менения в существующем законо­дательстве. Здесь финальную точку предстоит поставить правитель­ству РФ.

Перейти к рыночным принци­пам взаимодействия между потре­бителем и сетевой компанией

В ближайшие пять лет, чтобы обеспечить адекватный развитию экономики и генерации рост элек­трических сетей, необходимо вло­жить в сетевой комплекс порядка 1,3 триллиона рублей. Эксперты считают, что даже значительный рост конечного тарифа не позво­лит получить необходимый объем инвестиций, пока тариф формиру­ется по принципу «затраты плюс». Поручение об изменении системы тарифного регулирования для се­тей уже дано.

Обсуждаемый новый подход к тарифному регулированию в электросетевом комплексе поз­волит сетевым компаниям при­влечь инвестиции на рынке капи­тала. Чтобы заинтересовать ин­весторов, предлагается включать в тариф затраты сетевой компа­нии на обслуживание привлечен­ного капитала — как акционерно­го, так и заемного. Механизм по­добен ипотечному кредитова­нию: компании привлекают дол­госрочный капитал в достаточ­ном объеме и расплачиваются за него в течение 25—30 лет, ком­пенсируя инвесторам проценты. Внедрение этого принципа поз­волит в течение 5—7 лет при­влечь заемный капитал, по вели­чине равный собственному капи­талу, что обеспечит кратное (до 10 раз) увеличение инвестиций в сети. При этом стоимость при­влекаемого капитала будет сни­жаться, поскольку инвестор со временем убедится в неизменно­сти принципов регулирования и отсутствии рисков.

Новая система тарифного регу­лирования также предполагает долгосрочность тарифов — устано­вление их на 3—5 лет, что обеспе­чит прогнозируемость тарифов для потребителей и дополнитель­ную инвестиционную привлека­тельность сетей для инвесторов. Кроме того, будут введены эконо­мические стимулы для снижения операционных издержек сетевых компаний, повышения надежно­сти и качества сервиса.

Все эти новшества позволят, не увеличивая тарифную нагрузку на потребителей, обеспечить необхо­димый объем инвестиций в сети, а значит, и надежное и бесперебой­ное энергоснабжение. Предполага­ется, что на новую систему тариф­ного регулирования с 1 января 2008 года перейдут до десяти рас­пределительных сетевых компа­ний. А с 2009—2010 годов все ос­тальные сетевые предприятия смо­гут жить по этим новым правилам, отлично зарекомендовавшим себя во многих странах мира.

Наша справка:

В результате реформирования электроэнергетики сфор­мировалась новая структура сетевого комплекса. Магист­ральными сетями (сети 220 кВ и выше) владеют существу­ющая с 2002 года ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», а также 55 магистраль­ных сетевых компаний (МСК), выделенные из региональ­ных энергосистем в ходе разделения последних по видам деятельности. В настоящий момент начат процесс объеди­нения магистральных сетевых компаний с последующим присоединением к ОАО «ФСК ЕЭС». С 2006 года сети, при­надлежащие магистральным сетевым компаниям, арендо­ваны и обслуживаются Федеральной сетевой компанией. Распределительные сети (сети 110 кВ и ниже) находятся в собственности региональных распределительных сете­вых компаний. В будущем предполагается межрегио­нальная интеграция этих компаний и формирование 12 операционных межрегиональных распределительных сетевых компаний МРСК.



"Российская газета"
14 марта 2007
00:00
Поделиться