Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Экономика в сетях у энергетиков

КРУПНЕЙШИЕ ЭНЕРГОСБЫТО­ВЫЕ КОМПАНИИ И ПРОМЫШЛЕН­НЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ 22 ФЕВРАЛЯ 20О7 ГОДА НАПРАВИЛИ В ПРАВИ­ТЕЛЬСТВО РОССИИ ОФИЦИАЛЬ­НОЕ ПИСЬМО, В КОТОРОМ ОБРА­ЩАЮТ ВНИМАНИЕ ПРАВИТЕЛЬ­СТВА НА ПРОИЗВОЛ, ЦАРЯЩИЙ В СЕТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ, И ПРОСЯТ УНЯТЬ АППЕТИТЫ ФСК ЕЭС И ПОДЧИНЕННЫХ ЕЙ РЕГИ­ОНАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ КОМПА­НИЙ.

Известно, что правительство Рос­сийской Федерации в течение по­следних нескольких лет направля­ет основные усилия на снижение темпов роста инфляции в стране. Основная причина роста инфля­ции кроется в традиционном для

начала каждого года введении но­вых тарифов на товары и услуги субъектов естественных монопо­лий. Сфераэлектроэнергетики, от развития которой во многом зави­сит состояние всего промышлен­ного потенциала страны, вносит наибольший вклад в развитие ин­фляции. В этой связи правитель­ство Российской Федерации зако­нодательно ограничивает рост та­рифов макроэкономическими па­раметрами, ежегодно утверждая предельные темпы роста тарифов на электроэнергию.

Если рост конечных тарифов совпадает с темпами инфляции, то все составляющие — цены оп­тового рынка, услуг по передаче региональных сетевых компаний и ОАО «ФСК ЕЭС», прочие сис­темные услуги и надбавка сбыто­вых компаний — растут равно­мерно.

Однако даже поверхностный анализ за 2005—2007 гг. показал, что на деле возникают значитель­ные диспропорции. Суть этих дис­пропорций состоит в том, что при одинаковом среднем тарифе стои­мости электроэнергии, произво­димой на электростанциях, и сто­имости услуг по передаче сетевых компаний в структуре розничного тарифа, темпы роста тарифа на пе­редачу серьезно отличаются и вы­глядят ошеломляющими.

Наиболее показательным яв­ляется рост тарифов по сетям вы­сокого напряжения, где работает вся крупная российская промыш­ленность, формирующая конеч­ную цену на потребляемые народ­ным хозяйством и населением то­вары.

Проведенный анализ показал, что рост тарифов в 30 рассмот­ренных регионах в 2006 г. по от­ношению к 2005 г. составил в сре­днем 26 процентов, а в ряде реги­онов (Удмуртия, Саратовская об­ласть, Чувашия, Архангельская область) — более чем 50 процен­тов. Динамика 2007 года еще бо­лее удручающая: средний рост та­рифов составил 35 процентов, а рост выше 50 процентов просле­живается уже в 6 регионах (Крас­нодарский край, Кемеровская об­ласть, Ростовская область, Челя­бинская область, Тамбовская об­ласть, Ленинградская область). При этом конечные тарифы в со­ответствии с требованиями пра­вительства России должны были вырасти на 10 процентов и 7,5 процента соответственно.

В то время как образованные в результате реформы конкурент­ные виды деятельности (произ­водство электроэнергии и ее сбыт) имели сдерживающие ры­ночные механизмы своего разви­тия, сформировалась монополь­ная сфера — региональные сете­вые компании, устанавливающие свои правила игры.

В ход идут любые формы обре­менения потребителей. Так, круп­ная российская промышленность потребляет электроэнергию от •подстанций, относимых к Феде­ральной сетевой компании, где доля государства должна быть до­ведена до 75 процентов, но опла­чивает услуги по передаче регио­нальным сетевым компаниям, не­ся дополнительное бремя затрат. В результате доходы попадают не в федеральную компанию, а в ре­гиональные сетевые компании. Все это стало возможным благода­ря «дыркам» в законодательстве, предусмотрительно оставленным для таких случаев основными ре­форматорами в ОАО «ФСК ЕЭС».

Вторым бременем стала мзда, которую сетевые компании соби­рали с потребителей за присоеди-

нения. Объектами мздоимства стали не только все новые про­мышленные площадки, но и рас­ширение действующих произ­водств, а также население. В на­стоящее время министерства и ве­домства мучительно пытаются за­конодательно урегулировать воз­никшие противоречия в этой об­ласти, в том числе для снятия ог­раничений по развитию промыш­ленного производства и дальней­шему росту ВВП.

В настоящее время сетевые компании совместно с РАО ЕЭС осуществляют новую ревизию от­ношений с потребителями и пред­принимают попытку навязать российской промышленности очередные кабальные условия.

Сетевые компании стали тре­бовать с ряда потребителей оп­лату якобы оказанных им услуг по передаче электрической энер­гии. Речь идет о потребителях, получающих электроэнергию непосредственно от электро­станций и не использующих

мощности распределительных сетей, соответственно, не поль­зующихся услугами по передаче электроэнергии.

Исторически вся энергоемкая промышленность размещалась «за забором» от электростанций, напрямую потребляя электро­энергию. Факт отсутствия услуги сетевых компаний для таких слу­чаев подтверждался и действую­щими нормативными документа -ми, регламентирующими прин­ципы тарифного регулирования.

Однако представляется, что для сетевых компаний в услови­ях бесконтрольности со сторо­ны органов регулирования лег­че признать услугой на переда­чу получение электроэнергии потребителем напрямую от электростанции, чем законода­тельно установить плату за ре­зервирование дополнительных мощностей для бесперебойного функционирования энергетиче­ской системы в рамках систем­ных услуг.

Несмотря на то что правитель­ство России ежегодно утверждает огромные суммы инвестиционных программ в электроэнергетике, их выполнение потребителями ощу­щается только на бумаге. Прави­тельство России, ссылаясь на рост тарифов в целях поддержания на­дежности системы энергообеспе­чения, одновременно не в силах проконтролировать полное освое­ние и рациональное использова­ние этих средств. Особенно тяже­лая ситуация с контролем за из­держками — у сетевых компаний.

В итоге на крупную россий­скую промышленность ложатся не только расходы по перекрест­ному субсидированию тарифов для населения/ но и все «хоте­ния» сетевых компаний. К этому следует добавить необходи­мость привлечения значитель­ных инвестиций на модерниза­цию собственного производства, адаптацию к скорой либерализа­ции цен на газ и электроэнергию в России, а также поддержание

конкурентоспособности произ­водимых товаров.

Поэтому прогнозная инфля­ция в России отличается от факти­ческой: знать всю скрытую на­грузку на промышленность мак­роэкономисты не в состоянии.

В настоящее время на подписа­нии в правительстве находится постановление, которое может фактически узаконить беспредел сетевых компаний в части прину­ждения к оплате неоказываемых потребителям услуг по передаче электроэнергии при ее покупке напрямую у электростанций.

Не найдя понимания и консен­суса в профильных министерствах и ведомствах, ряд крупнейших энергосбытовых компаний и про­мышленных потребителей 22 фев -раля 2007 года направили в прави­тельство Российской Федерации официальное письмо (вх. № 2-10717). В этом документе они об­ращают внимание правительства на произвол, царящий в сетевом хозяйстве России, и просят унять

Аппетиты ФСК ЕЭС и подчинен­ных ей региональных сетевых компаний неуклонно растут.

аппетиты ФСК ЕЭС и подчинен­ных ей региональных сетевых компаний. Ожидается, что 6 марта эта проблема будет обсуждаться на совещании у главы администра­ции президента РФ С. Собянина.

Среди подписантов — пред­приятия цветной металлургии, нефтегазовой отрасли, транс­портной инфраструктуры и неф­техимии. От того, какими спосо­бами и сколь взвешенными будут решения в данной сфере, зависит дальнейший рост ВВП и благосо­стояние народа.

Иначе все меры, предприни­маемые правительством по сни­жению темпов инфляции в стра­не, и в первую очередь за счет ог­раничения роста тарифов субъе­ктов естественных монополий, окажутся не только неэффектив­ными, но и бесполезными. (Текстписьма публикуется ниже.)

Председателю

правительства РФ

М.Е. Фрадкову

В отношении оказания услуги

по передаче на генераторном

напряжении

В настоящий момент реформа электроэнергетики вошла в свою завершающую стадию — постепен­ную либерализацию рынка элект­роэнергии для потребителей. В то же время сохраняются и регулиру­емые государством виды деятель­ности, в частности, услуги, оказы­ваемые региональными сетевыми организациями.

Правительство Российской Фе­дерации на протяжении последних лет предпринимает меры по сни­жению темпов инфляции, в первую очередь за счет ограничения роста тарифов субъектов естественных монополий. Однако сетевые орга­низации, как региональные моно­полисты с «правом рубильника», ищут дополнительные пути пере­кладывания собственных затрат на потребителей.

В настоящий момент на согла­совании в правительстве Россий­ской Федерации находится проект постановления о внесении измене­ний в постановления правительст­ва от 27 декабря 2004 г._№861и от 26 февраля 2004 г. № Ю1), которым вносятся изменения в Правила не­дискриминационного доступа к ус­лугам по передаче электроэнергии, устанавливающий взаимоотноше­ния сетевых организаций и потре­бителей в части технологического присоединения. Проект измене­ний содержит дополнительные нормы, обязывающие потребите­лей электроэнергии, технологиче­ски присоединенных к производи­телям электроэнергии (генерато­рам), оплачивать услуги сетевых организаций по передаче электро­энергии по сетям через опосредо­ванное присоединение^

В СССР строительство объек­тов генерации и размещение в их близости энергоемких промыш­ленных производств определялось как технологическими особенно­стями, так и экономической целе­сообразностью развития соответ­ствующих отраслей экономики.

Предприятия химической про­мышленности, машиностроения, черной и цветной металлургии, нефтегазовой и других отраслей, напрямую присоединенные к ши­нам распределительных устройств электростанций, вынуждены нести не только расходы по перекрестно­му субсидированию тарифов для населения, но и необоснованные затраты по неоказанным услугам по передаче электроэнергии,что снижает конкурентоспособность производимой продукции и увели-

чивает цены на товары, стимули­руя рост инфляции в стране.

Учитывая многократность об­ращений в министерства и ведом­ства, оставшихся без ответа, про­сим вас в целях недопущения до­полнительного роста цен на произ­водимую продукцию:

1) дать поручение соответству­ющим ведомствам — доработать Проект изменений, исключив сло­ва «энергетические установки про­изводителей электрической энер­гии» по пунктам 5,6 и полностью исключить 2-й абзац пункта 49 или дополнив его изменениями, отра­жающими условия необходимости оплаты услуг по передаче при опо­средованном присоединении с уче­том фактических объемов оказан­ных услуг;

2)  дать поручение ФСТ Рос­сии — учесть мнение потребителей при определении принципов цено­образования на услуги по переда­че электроэнергии, а также осуще­ствить контроль за выполнением региональными органами испол­нительной власти по регулирова­нию тарифов принципа оплаты за передачу электроэнергии, исклю­чающую полностью или частично объемы электропотребления по­купателей, присоединенных к ши­нам распределительных устройств электростанций при расчете тари­фов на передачу электроэнергии.

генеральный директор

ООО «Транснефтьсервис С»

С.А. Ананьев

генеральный директор ООО

«Торговый дом «Энергосервис»

ВВ. Булаев

заместитель генерального

директора ООО «РУСАЛ УК»

ВВ. Гераскин

советник

первого вице-президента

ОАО «СИБУР»

Д.С. Говоров

вице-президент

по взаимодействию

с российскими органами

государственной власти

ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»

А.А.Горшков

первый заместитель

генерального директора

ООО «ЕвроСибЭнерго»

В.А.Кирюхин

вице-президент

ОАО «СУАЛ-Холдинг»

В.Н. Киселев

генеральный директор

ООО «Межрегионэнергосбыт

ДВ. Федоров



"Российская газета"
28 февраля 2007
00:00
Поделиться