Экономика в сетях у энергетиков
КРУПНЕЙШИЕ ЭНЕРГОСБЫТОВЫЕ КОМПАНИИ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ 22 ФЕВРАЛЯ 20О7 ГОДА НАПРАВИЛИ В ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО, В КОТОРОМ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НА ПРОИЗВОЛ, ЦАРЯЩИЙ В СЕТЕВОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ, И ПРОСЯТ УНЯТЬ АППЕТИТЫ ФСК ЕЭС И ПОДЧИНЕННЫХ ЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ.
Известно, что правительство Российской Федерации в течение последних нескольких лет направляет основные усилия на снижение темпов роста инфляции в стране. Основная причина роста инфляции кроется в традиционном для
начала каждого года введении новых тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий. Сфераэлектроэнергетики, от развития которой во многом зависит состояние всего промышленного потенциала страны, вносит наибольший вклад в развитие инфляции. В этой связи правительство Российской Федерации законодательно ограничивает рост тарифов макроэкономическими параметрами, ежегодно утверждая предельные темпы роста тарифов на электроэнергию.
Если рост конечных тарифов совпадает с темпами инфляции, то все составляющие — цены оптового рынка, услуг по передаче региональных сетевых компаний и ОАО «ФСК ЕЭС», прочие системные услуги и надбавка сбытовых компаний — растут равномерно.
Однако даже поверхностный анализ за 2005—2007 гг. показал, что на деле возникают значительные диспропорции. Суть этих диспропорций состоит в том, что при одинаковом среднем тарифе стоимости электроэнергии, производимой на электростанциях, и стоимости услуг по передаче сетевых компаний в структуре розничного тарифа, темпы роста тарифа на передачу серьезно отличаются и выглядят ошеломляющими.
Наиболее показательным является рост тарифов по сетям высокого напряжения, где работает вся крупная российская промышленность, формирующая конечную цену на потребляемые народным хозяйством и населением товары.
Проведенный анализ показал, что рост тарифов в 30 рассмотренных регионах в 2006 г. по отношению к 2005 г. составил в среднем 26 процентов, а в ряде регионов (Удмуртия, Саратовская область, Чувашия, Архангельская область) — более чем 50 процентов. Динамика 2007 года еще более удручающая: средний рост тарифов составил 35 процентов, а рост выше 50 процентов прослеживается уже в 6 регионах (Краснодарский край, Кемеровская область, Ростовская область, Челябинская область, Тамбовская область, Ленинградская область). При этом конечные тарифы в соответствии с требованиями правительства России должны были вырасти на 10 процентов и 7,5 процента соответственно.
В то время как образованные в результате реформы конкурентные виды деятельности (производство электроэнергии и ее сбыт) имели сдерживающие рыночные механизмы своего развития, сформировалась монопольная сфера — региональные сетевые компании, устанавливающие свои правила игры.
В ход идут любые формы обременения потребителей. Так, крупная российская промышленность потребляет электроэнергию от •подстанций, относимых к Федеральной сетевой компании, где доля государства должна быть доведена до 75 процентов, но оплачивает услуги по передаче региональным сетевым компаниям, неся дополнительное бремя затрат. В результате доходы попадают не в федеральную компанию, а в региональные сетевые компании. Все это стало возможным благодаря «дыркам» в законодательстве, предусмотрительно оставленным для таких случаев основными реформаторами в ОАО «ФСК ЕЭС».
Вторым бременем стала мзда, которую сетевые компании собирали с потребителей за присоеди-
нения. Объектами мздоимства стали не только все новые промышленные площадки, но и расширение действующих производств, а также население. В настоящее время министерства и ведомства мучительно пытаются законодательно урегулировать возникшие противоречия в этой области, в том числе для снятия ограничений по развитию промышленного производства и дальнейшему росту ВВП.
В настоящее время сетевые компании совместно с РАО ЕЭС осуществляют новую ревизию отношений с потребителями и предпринимают попытку навязать российской промышленности очередные кабальные условия.
Сетевые компании стали требовать с ряда потребителей оплату якобы оказанных им услуг по передаче электрической энергии. Речь идет о потребителях, получающих электроэнергию непосредственно от электростанций и не использующих
мощности распределительных сетей, соответственно, не пользующихся услугами по передаче электроэнергии.
Исторически вся энергоемкая промышленность размещалась «за забором» от электростанций, напрямую потребляя электроэнергию. Факт отсутствия услуги сетевых компаний для таких случаев подтверждался и действующими нормативными документа -ми, регламентирующими принципы тарифного регулирования.
Однако представляется, что для сетевых компаний в условиях бесконтрольности со стороны органов регулирования легче признать услугой на передачу получение электроэнергии потребителем напрямую от электростанции, чем законодательно установить плату за резервирование дополнительных мощностей для бесперебойного функционирования энергетической системы в рамках системных услуг.
Несмотря на то что правительство России ежегодно утверждает огромные суммы инвестиционных программ в электроэнергетике, их выполнение потребителями ощущается только на бумаге. Правительство России, ссылаясь на рост тарифов в целях поддержания надежности системы энергообеспечения, одновременно не в силах проконтролировать полное освоение и рациональное использование этих средств. Особенно тяжелая ситуация с контролем за издержками — у сетевых компаний.
В итоге на крупную российскую промышленность ложатся не только расходы по перекрестному субсидированию тарифов для населения/ но и все «хотения» сетевых компаний. К этому следует добавить необходимость привлечения значительных инвестиций на модернизацию собственного производства, адаптацию к скорой либерализации цен на газ и электроэнергию в России, а также поддержание
конкурентоспособности производимых товаров.
Поэтому прогнозная инфляция в России отличается от фактической: знать всю скрытую нагрузку на промышленность макроэкономисты не в состоянии.
В настоящее время на подписании в правительстве находится постановление, которое может фактически узаконить беспредел сетевых компаний в части принуждения к оплате неоказываемых потребителям услуг по передаче электроэнергии при ее покупке напрямую у электростанций.
Не найдя понимания и консенсуса в профильных министерствах и ведомствах, ряд крупнейших энергосбытовых компаний и промышленных потребителей 22 фев -раля 2007 года направили в правительство Российской Федерации официальное письмо (вх. № 2-10717). В этом документе они обращают внимание правительства на произвол, царящий в сетевом хозяйстве России, и просят унять
Аппетиты ФСК ЕЭС и подчиненных ей региональных сетевых компаний неуклонно растут.
аппетиты ФСК ЕЭС и подчиненных ей региональных сетевых компаний. Ожидается, что 6 марта эта проблема будет обсуждаться на совещании у главы администрации президента РФ С. Собянина.
Среди подписантов — предприятия цветной металлургии, нефтегазовой отрасли, транспортной инфраструктуры и нефтехимии. От того, какими способами и сколь взвешенными будут решения в данной сфере, зависит дальнейший рост ВВП и благосостояние народа.
Иначе все меры, предпринимаемые правительством по снижению темпов инфляции в стране, и в первую очередь за счет ограничения роста тарифов субъектов естественных монополий, окажутся не только неэффективными, но и бесполезными. (Текстписьма публикуется ниже.)
Председателю
правительства РФ
М.Е. Фрадкову
В отношении оказания услуги
по передаче на генераторном
напряжении
В настоящий момент реформа электроэнергетики вошла в свою завершающую стадию — постепенную либерализацию рынка электроэнергии для потребителей. В то же время сохраняются и регулируемые государством виды деятельности, в частности, услуги, оказываемые региональными сетевыми организациями.
Правительство Российской Федерации на протяжении последних лет предпринимает меры по снижению темпов инфляции, в первую очередь за счет ограничения роста тарифов субъектов естественных монополий. Однако сетевые организации, как региональные монополисты с «правом рубильника», ищут дополнительные пути перекладывания собственных затрат на потребителей.
В настоящий момент на согласовании в правительстве Российской Федерации находится проект постановления о внесении изменений в постановления правительства от 27 декабря 2004 г._№861и от 26 февраля 2004 г. № Ю1), которым вносятся изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, устанавливающий взаимоотношения сетевых организаций и потребителей в части технологического присоединения. Проект изменений содержит дополнительные нормы, обязывающие потребителей электроэнергии, технологически присоединенных к производителям электроэнергии (генераторам), оплачивать услуги сетевых организаций по передаче электроэнергии по сетям через опосредованное присоединение^
В СССР строительство объектов генерации и размещение в их близости энергоемких промышленных производств определялось как технологическими особенностями, так и экономической целесообразностью развития соответствующих отраслей экономики.
Предприятия химической промышленности, машиностроения, черной и цветной металлургии, нефтегазовой и других отраслей, напрямую присоединенные к шинам распределительных устройств электростанций, вынуждены нести не только расходы по перекрестному субсидированию тарифов для населения, но и необоснованные затраты по неоказанным услугам по передаче электроэнергии,что снижает конкурентоспособность производимой продукции и увели-
чивает цены на товары, стимулируя рост инфляции в стране.
Учитывая многократность обращений в министерства и ведомства, оставшихся без ответа, просим вас в целях недопущения дополнительного роста цен на производимую продукцию:
1) дать поручение соответствующим ведомствам — доработать Проект изменений, исключив слова «энергетические установки производителей электрической энергии» по пунктам 5,6 и полностью исключить 2-й абзац пункта 49 или дополнив его изменениями, отражающими условия необходимости оплаты услуг по передаче при опосредованном присоединении с учетом фактических объемов оказанных услуг;
2) дать поручение ФСТ России — учесть мнение потребителей при определении принципов ценообразования на услуги по передаче электроэнергии, а также осуществить контроль за выполнением региональными органами исполнительной власти по регулированию тарифов принципа оплаты за передачу электроэнергии, исключающую полностью или частично объемы электропотребления покупателей, присоединенных к шинам распределительных устройств электростанций при расчете тарифов на передачу электроэнергии.
генеральный директор
ООО «Транснефтьсервис С»
С.А. Ананьев
генеральный директор ООО
«Торговый дом «Энергосервис»
ВВ. Булаев
заместитель генерального
директора ООО «РУСАЛ УК»
ВВ. Гераскин
советник
первого вице-президента
ОАО «СИБУР»
Д.С. Говоров
вице-президент
по взаимодействию
с российскими органами
государственной власти
ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»
А.А.Горшков
первый заместитель
генерального директора
ООО «ЕвроСибЭнерго»
В.А.Кирюхин
вице-президент
ОАО «СУАЛ-Холдинг»
В.Н. Киселев
генеральный директор
ООО «Межрегионэнергосбыт
ДВ. Федоров