Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Лимиты "с потолка" Государство хочет регулировать коммунальные тарифы до 2012 года

По информации Росстата, в январе 2007 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России выросли на 11,1% - это в 6,5 раза больше месячного уровня инфляции. Что лишний раз подтверждает: рост тарифов ЖКХ - одна из самых устойчивых тенденций российской экономики.

Конец вакханалии?

Через два года, с 1 января 2009 года, должен прекратить свое действие федеральный закон о государственном регулировании тарифов ЖКХ, дающий центру право устанавливать предельные уровни тарифов и платежей граждан. Возможно, его действие будет продлено еще на три года, после чего вся ответственность за жилищно-коммунальные тарифы ляжет на региональные власти.

Между тем, год назад - в январе 2006-го - тарифы росли еще быстрее: на 13,8%. А за весь 2006 год жилкомхоз подорожал на 17,9% при инфляции в 9%. Если же говорить о предшествующих годах, то начиная с 2000 года тарифы ЖКХ выросли в 8,3 раза. Для сравнения: индекс инфляции за эти же годы увеличился в 2,5 раза.

Осенью 2005 года Госдума (после того, как "прекратить вакханалию в тарифах" потребовал президент) срочно приняла закон, дающий Федеральной тарифной службе (ФСТ) право устанавливать предельные уровни цен и тарифов на услуги коммунального комплекса, предельные индексы изменений этих тарифов по регионам и предельный уровень платежей граждан за услуги ЖКХ. Региональные власти, уже в этих рамках, получили право устанавливать соответствующие лимиты для муниципалитетов.

В декабре 2005 года ФСТ установила эти лимиты. Минимальное, 10-процентное, повышение было разрешено для Белгородской и Мурманской областей, максимальное же, 20-процентное, для 71 из 88 регионов, в том числе Москвы и Петербурга. Однако уже в январе 2006-го выяснилось, что реальный скачок квартплаты оказался существенно больше: в некоторых регионах ее повышение доходило до 60%. Последовала серия митингов, но ФСТ ответила на это не наказанием регионов-нарушителей, а увеличением лимита для 23 регионов - его установили в диапазоне от 25 до 30%.

Что дальше? В 2007 году, по словам главы ФСТ Сергея Новикова, рост тарифов ЖКХ ожидается на уровне 15%, в 2008 году - 13%, в 2009 году - 11-12%. Тем не менее он считает целесообразным "сохранить порядок установления предельного размера платежа граждан за коммунальные услуги как минимум до 2012 года", передав их с января 2009-го на уровень субъектов Федерации. Регулирование самих тарифов, по мнению г-на Новикова, надо оставить на федеральном уровне до 2010-2012 годов. "Продлевать закон нужно, концентрируя ответственность на муниципальном уровне, так как масштаб регулировщика должен совпадать с масштабом регулируемой организации", - заявил глава ФСТ.

Между тем министр финансов Алексей Кудрин выступает за то, чтобы снять ограничения на рост тарифов. По его мнению, из общих затрат на жилкомхоз в 454 млрд. рублей в год почти 200 млрд. идет на покрытие убытков. А потому закон, дающий ФСТ полномочия по установлению лимитов, как заявил Кудрин, себя не оправдал. Кто в правительстве более весомая фигура - Кудрин или Новиков, объяснять не надо. И еще неизвестно, удастся ли предложениям Новикова пройти "фильтр" Минфина.

В пользу монополистов

Сам факт наделения ФСТ, бюрократической структуры, правом устанавливать тарифы и лимиты не может не вести к их постоянному росту. Ведь соответствующие решения принимаются в тиши кабинетов, без публичной дискуссии и без обязанности коммунальных монополистов отстаивать обоснованность роста тарифов. А практика показывает: везде, где тарифы устанавливают чиновники, они идут навстречу интересам коммунальных монополий, охотно соглашаясь с "экономически обоснованными затратами" монополистов, которые те предъявляют для обоснования повышения тарифов. Потребитель же из этого процесса исключен. Представительная власть, которую он выбирает, тарифными полномочиями не обладает, а исполнительная после отказа от выборности губернаторов более от граждан ни в чем не зависит. При этом нет ни регулярного аудита естественных и локальных монополистов, ни публичных процедур назначения экономически обоснованных тарифов (практически каждая проверка показывает, что тарифы завышены, поскольку включают в себя все возможные издержки монополиста).

Ну и главное, о чем не говорят в ФСТ, - проблема учета реального потребления коммунальных услуг. Если за электроэнергию мы платим по счетчикам, да и за холодную и горячую воду теоретически (если поставим счетчики) можем также платить по факту, то за отопление приходится платить исключительно по неким нормативам, при том, что эти расходы составляют от трети до половины от суммы коммунальных платежей. Указанные нормативы между тем часто не имеют никакого отношения к реальному потреблению, не учитывают потерь в изношенных сетях и устанавливаются "с потолка". Но мы вынуждены платить, поскольку не имеем возможности оценить реальный объем предоставляемых нам услуг...


"Московские новости"
16 февраля 2007
00:00
Поделиться