Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Дальнейшая либерализация энергорынка без ликвидации перекрестного субсидирования невозможна - глава ФСТ Сергей Новиков

В оптовом секторе рынка электроэнергии необходимо ликвидировать перекрестное субсидирование, а в розничном - дать возможность населению планировать свое потребление. Об этом и других аспектах регулирования энергорынка в РФ в интервью спецкорреспонденту "Интерфакса" Анне Мартыновой рассказал руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков.

- Как вы оцениваете вступление в силу новых правил рынка электроэнергии?

- Новые правила оптового и розничного рынков лучше старых, и абсолютно точно они являются более справедливыми - как по отношению к поставщикам, так и по отношению к потребителям. Не зря было потрачено достаточно много времени на скрупулезное обсуждение с рассмотрением логистики принятия решений, с полномочиями, с тем, как все это будет работать. Жаль, что эти правила появились только сейчас, а не, к примеру, год назад. Но тогда реально их было невозможно принять.

Новая редакция намного лучше, и снимает массу проблем, которые были раньше. В частности, вопрос небаланса (тарифный небаланс - превышение совокупных финансовых требований поставщиков над совокупными финансовыми обязательств покупателей - ИФ). Мы говорили не раз: основная причина небаланса - прежняя конфигурация оптового рынка, которая просто стимулировала его появление.

- Работа закончена?

- Нет. Это еще не целевая модель рынка. Будут еще сложности по обкатке правил. Помимо этого, еще совсем не описаны сюжеты, связанные с рынком мощности и рынком системных услуг.

Мы сейчас говорим о конкурентном рынке. Но на самом деле речь идет только о частичной конкуренции, так как на рынке только электроэнергия. Мощность оплачивается в рамках полностью регулируемых договоров.

Много еще необходимо сделать.

- Когда можно будет делать первые выводы о работе рынка?

- Оперативные данные есть и на данный момент. Но они не очень показательны, поскольку сегодня так посчитали, завтра по-другому. Первые выводы можно делать после выставления первых счетов за электроэнергию - не раньше середины октября. Но более точные - в конце года.

- Вы детально представляете, что будет с рынком в ближайшие годы?

- Я бы сказал не совсем правду, если бы сказал "да, ясность полная есть". И связано это с колоссальной проблемой - проблемой перекрестного субсидирования. Это реальный тормоз для развития оптового рынка, и нормального функционирования розничного рынка. В зависимости от того, какие решения будут приняты по ликвидации перекрестки, будет определяться устойчивость новой конфигурации рынка и определяться его эффективность.

Повторюсь, одна из глубоких системных проблем электроэнергетики в России - это проблема перекрестного субсидирования, искажающая ценовые сигналы. В зависимости от темпов, способов решения этой проблемы, легализации субсидирования, будет зависеть устойчивость всей конфигурации рынка. От этого впрямую зависит вообще возможность либерализации рынка. Либерализовать рынок, не решив эту проблему… лично я не очень понимаю, как это сделать.

Вторая системная проблема - это "сбыты-неплательщики". Есть ряд регионов, где ситуация с платежами сложная. Что делать с неплательщиками?

- Что будет делать правительство для ликвидации перекрестного субсидирования?

- Есть три вида перекрестного субсидирования - межтерриториальное, между промышленностью и населением, и электроэнергией - теплом. В этом году удалось подготовить решения, методологию, позволяющую практически полностью ликвидировать межтерриториальное субсидирование.

Наиболее явный пример - субсидирование оптовым рынком европейской части, рынка Дальнего Востока. Причем речь идет не только о регионах Дальнего Востока, но и о таких регионах как Архангельская область, Калининградский регион.

На эти цели в проекте Федерального бюджета на 2007 год правительство предлагает 15 млрд рублей. Сейчас на согласованиях находится методология распределения бюджетных средств. Она должна быть представлена Минэкономразвития в правительство в ближайшее время. В методологии зафиксирован принцип, который будет применяться в конкретных регионах. Список этих регионов в августе месяце в первом приближении был сформирован.

- Когда список регионов будет утвержден окончательно?

- Сначала необходимо убедить депутатов. Следом должна быть уточнена методология. Помимо этого, за последние два месяца появилась целесообразность дополнительного рассмотрения субъектного состава, и возможное уточнение этого списка.

Точные сроки назвать не могу, но это не вопрос этой недели. Это вопрос более позднего срока. Можно ожидать, что это будет между вторым и третьим чтением проекта бюджета в Госдуме.

- В частности, список может быть расширен за счет Билибинской АЭС? В ходе визита главы Росэнергоатома Сергея Кириенко на Билибинскую АЭС было заявлено, что ФСТ займется проработкой вопроса о ликвидации перекрестного субсидирования этой станции.

- Да, такая возможность существует. Не исключаем, что в том числе и Чукотка в списке появится. Поскольку там точно есть перекрестное субсидирование.

- Каков механизм распределения средств?

- Технология такая. Средства из федерального бюджета направляются в бюджеты РФ целевым образом, с последующим направлением сбытовым организациям на компенсацию разницы между тарифами на электроэнергию, покупаемую ими на оптовом рынке, и отпускаемую потребителям.

- Когда правительство возьмется за субсидирование тарифов для населения промышленностью?

- С перекрестным субсидированием промышленностью населения сложнее. Когда речь идет о деньгах бюджета, требуется как корректная методология, так и корректный счет. И по двум видам субсидирования (промышленность-население и энергия-тепло), в течение этого года корректный счет был невозможен по объективным причинам.

Достаточно сравнить сроки обсуждения бюджета и вспомнить о том, что в этом году только по состоянию на 1 апреля произошло практическое разделение оптовых предприятий (ОПП), которые совмещали два вида деятельности: передачу по сетям и сбыт. Это означает, что первая отчетность появилась только по итогам второго квартала этого года. То есть у нас отсутствовали хоть какие-то документы, на основании которых можно было бы корректно произвести расчеты.

Вопрос корректности расчета является очень важным, ведь человеку потом сложно объяснить, что что-то произошло с разделением по видам бизнеса, мы тут прикинули и слегка ошиблись, поэтому ему нужно заплатить не рубль, а два.

То есть, с учетом сдачи отчетности за второй квартал, объем перекрестного субсидирования между промышленностью и населением корректно посчитать в этом году невозможно.

Но эта задача не снята. Прошло отдельное обсуждение, в том числе в рамках комиссии по бюджету, где было принято согласованное решение. Мы сейчас можем корректно посчитать и предложить механизм распределения средств по межтерриториальной перекрестке. Что касается других видов, то задачу по ликвидации перекрестки, с учетом понятной ситуации по новым субъектам, появившимся в процессе реформы, мы будем решать в течение следующего года. Реальные расчеты, а не оценки, появятся в первом - втором квартале 2007 года.

- Каков объем, по оценкам ФСТ, перекрестного субсидирования в РФ?

По разным оценкам, от 60 до 100 млрд. Разброс очень большой, и принимать решения при таком разбросе очень сложно. Повторюсь, на сегодняшний день невозможно корректно оценить объемы перекрестки между промышленностью и населением. В этом-то и состоит проблема.

- Когда будет введена социальная норма потребления электроэнергии?

- Вообще, по законодательству, социальная норма в России есть. Региональные власти могут вводить такое понятие, и устанавливать тарифы в пределах соцнормы, и свыше нее.

Мне кажется, сроки, величина соцнормы, или темпы ее роста, это не главное. Основное в вопросе энергопотребления населения - это возможность выбора. Потребителю должен быть предоставлен выбор, он должен иметь возможность сам планировать свое потребление.

Сейчас ситуация разворачивается в эту сторону, в том смысле, что сбытовые компании начинают обращать на это внимание. Впрочем, и рынок, запущенный с 1 сентября, это показывает, что стоимость электроэнергии в дневные и ночные часы различна.

Проведение нормальной сбытовой политики со стороны гарантирующих поставщиков, и вообще сбытовых организаций, стимулирование появления двухставочных счетчиков, которые позволяют вести раздельный учет в дневные и ночные часы, я бы назвал более приоритетным, чем появление социальной нормы. К примеру, по ряду регионов электроэнергия ночью если не бесплатная, то очень недорогая.

Особенно это важно с учетом того, что цены оптового рынка не транслируются на население. Остальные группы, в какой-то доле, в частности из-за ошибок планирования, получат в октябре счета с ценами, отличающимися от регулируемых. При этом, скорее всего, в сторону увеличения. В условиях, когда цены рынка не транслируются на население, ключевым вопросом при дальнейших любых изменениях, я бы обозначил возможность потребителей планировать свое потребление. Чтобы у людей была возможность считать. В конце концов, стиральную машину или электроотопление можно включать и ночью.

- Не означает ли это, что власть хочет ускорить темп повышения тарифов? Не будет ли так, что "мы повысим вам не на 10, а на 15%, но зато ночью вы можете стирать и готовить бесплатно"? К тому же число действий, которые человек может делать ночью, ограниченно.

- Я бы не подозревал всех сразу в том, что как только появится техническая возможность оплачивать по двухставочному тарифу, то тут же средний уровень будет повышен на эту разницу. Я бы разделил два этих процесса. Все-таки, при принятии решения о росте тарифа, мы исходим из реально необходимого объема средств для текущего функционирования и обеспечения развития компаний. А вопрос конкретного уровня платежа для конкретного потребителя зависит, в том числе, от социально-экономического положения в данном регионе. И, кстати, не только от уровня тарифов, но и от развитости системы адресной социальной поддержки.

У нас нет задачи всеми правдами и неправдами поднять тарифы для какой-то определенной категории потребителей, тем более - для населения.

- Как изменится после вступления в силу новых правил, по вашему прогнозу, ситуация с уходом крупных потребителей от энергосбытовых компаний РАО к независимым сбытам?

- Это сильно зависит от целого ряда факторов. Повторюсь, что новые правила рынка являются более справедливыми по отношению к генератору и потребителю. Мы уже в прошлом году сталкивались с ситуациями, когда предприятие с пиковой нагрузкой выходило на оптовый рынок и получало тариф на 60% выше, чем имело, после чего возвращалось на розничный рынок.

Изменения в баланс 2007 года будут происходить до 1 декабря текущего года. Появятся новые гарантирующие поставщики (ГП), новые независимые энергосбытовые организации. По нашим оценкам количество покупателей оптового рынка резко возрастет. Причем не пустых, а реально торгующих. Такая тенденция есть. Например, формирование двух ГП в одном регионе, где второй формируется при активной поддержке администрации региона.

Так что сейчас идет формирование структуры рынка сбытовых организаций. Идет процесс их самоопределения - останутся они как сбыты под основным ГП, захотят получить статус ГП или работать в статусе независимых с каким-то набором потребителей.

- Весной в Минпромэнерго и ФСТ были поданы заявки на заключение в 2006 году пилотных долгосрочных договоров на поставку электроэнергии. Каким предприятиям будет предоставлено это право?

- Заявки собирает Минпромэнерго, и на согласование мы их на данный момент не получали.

- ФАС в ближайшее время внесет в правительство новую редакцию правил недискриминационного доступа к энергосетям. Устраивают ли ФСТ их предложения?

- Мы заканчиваем согласования с Федеральной антимонопольной службой. Была проведена большая работа, и первоначальный список замечаний к проекту постановления у нас составлял порядка 10 страниц, на сегодняшний день остались всего 2 пункта.

Постановление предполагает более точную методологию введения инвестиционной составляющей в плату за присоединение. Думаю, что до середины октября сможем завершить согласования.

- Новые правила дадут возможность включать инвестиции на развитие сетей в плату за присоединение. Предполагается, что часть расходов будут учитываться в тарифе на передачу, а часть - в плате за присоединение. По этому вопросу были разногласия, на чем в итоге остановились?

- С принципом включения инвестиций, в целом, определились. Разделять по плате и тарифу будут на региональном уровне. В каждом конкретном случае это вопрос диалога.

Потребуется более точно организовать работу по контролю, в том числе и со стороны региональных регулирующих органов, чтобы два раза одни и те же инвестиционные программы и суммы не присутствовали в тарифе за передачу и плате за присоединение.

- Не приведет ли это к дополнительной коррупционности процесса?

- Наоборот. В условиях дефицита, реального или декларируемого, всегда есть возможность договориться с соответствующей организацией и, тем не менее, получить условия на присоединение. Даже в случае если публично заявляется об отсутствии такой возможности. Получается, что потребитель все равно платит, если не "в черную", то "в серую". И легализация этого на уровне реальной платы - это хорошо.

Является ли это принципиально хорошей мерой? Мы расцениваем это как временную меру, для того, чтобы ликвидировать тот самый дефицит по наличию сетевых мощностей, на определенное время (5 - 7 лет).

Но это точно лучше тех серых схем, которые в настоящее время существуют. И эта плата может быть существенно меньше той, которая идет "в серую".

- Что рассматривается в качестве постоянной меры?

- Это все-таки плата за передачу. Сейчас нельзя все включить в тариф за передачу - слишком высокой будет нагрузка на потребителей.

Мы планируем изменить методику тарифообразования на услуги по передаче платы по сетям, перейдя к долгосрочным тарифам, базирующимся на доходности на инвестированный капитал. Будем делать это в 2007 году, на 2008 год.

- Когда завершите формирование тарифов на 2007 год?

- Думаю, что до 15-20 октября у нас будут все цифры по 2007 году. То есть в начале мы формируем баланс на 2007 год, и до 15-20-го - формируем все основные стоимостные показатели, включая принятие т.н. "федеральных факторов": абонплата РАО "ЕЭС", плата ФСК, СО, НП "АТС".

В целом все расчеты закончим к середине октября.

Баланс 2007 года как по субъектному составу, так и по уровню тарифа, будет являться базовым. В дальнейшем планируется, что основной метод регулирования тарифа на последующие годы - это индексация.

При этом в ближайшее время мы должны подготовить методику, точнее, модифицировать уже существующую. В данной методике будут заложены особенности функционирования ряда типов генерирующего оборудования. Вопрос будет обсуждаться в ближайшее время.

- Ведомствам вместе с ФСТ поручено до декабря проанализировать эффективность участия Росэнергоатома в торговле на оптовом рынке. Зачем дано такое поручение? Какие могут быть последствия этого анализа для Росэнергоатома?

- Дело в том, что у атомных станций есть очевидные особенности функционирования, связанные с обеспечением безопасности. И по концерну Росэнергоатом принимались специальные решения для того, чтобы не допустить недополучения необходимой выручки, связанной с расходами по статьям, связанным с безопасностью. Минпромэнерго, Росатому и нам в том числе было дано поручение, связанное с анализом эффективности участия Росэнергоатома в торговле на оптовом рынке исходя именно из обеспечения безопасности.

В данном случае, речь не идет ни о каких-то запретах, ограничениях или преференциях.

- ГидроОГК жаловалась, что может понести финансовые потери в 2006 году из-за того, что ФСТ установила для ГЭС высокие нормативы полезного отпуска на оптовом рынке: компания опасалась, что из-за нехватки собственной электроэнергии для обеспечения обязательств по договорам гидростанциям ей потребуется покупать недостающие объемы у других производителей по цене более высокой, чем регулируемая. Компания собиралась обратиться в ФСТ с просьбой пересмотреть тарифы для отдельных ГЭС.

- Такого обращения я не видел. В целом все идет в тех объемах, которые были запланированы. Есть некий перекос по территориям, очень большая водность в Сибири, вплоть до холостых сбросов, и меньше, чем хотелось бы, на Волге. Особых тревог по этому поводу у нас нет.

- Что еще нового можно ожидать в регулировании энергетики?

- Мы ожидаем, что новая система расчета между сетевыми организациями, так называемый "котловой метод" заработает в полном объеме с 2008 года.

Когда вы определяете необходимый объем выручки за сетевые услуги на конкретной территории - вам уже все равно как структурирована топология сетей, и как эта топология соотносится с юридическими лицами. Очень часто возникает проблема, что крупные сети, крупные города - одно юрлицо, и дальше вся остальная область - это другое юрлицо, у которого основной потребитель - население. Складывается перекос. И сейчас, чтобы как-то сбалансировать тарифы в рамках одной территории, используется такой метод как сохранение последней мили магистральных сетей у МРСК, и компенсации через потери.

Котловой метод меняет кардинально ситуацию, и вводит другую систему расчетов между сетевыми организациями, чтобы обеспечить необходимый объем выручки. В 2007 году правила розничного рынка устроены так, что он может применяться, а может не применяться. И это вопрос готовности к его применению, как организаций энергетики, так и региональных регуляторов.

Вообще, любые изменения рынков требуют адекватного развития регулирующих органов с точки зрения компетенции, ее расширения и перераспределения. Есть поручение правительства к концу года представить программу развития регулирующих органов, включая институциональные, кадровые и иные аспекты. Нужно учитывать опыт Евросоюза, исходя из того, как у них устроено регулирование. Можно и нужно говорить об увязке собственно ценового, тарифного регулирования, с параметрами качества предоставляемых услуг.

Так что, нужно переходить от регулирования субъекта естественной монополии к регулированию правоотношений между субъектом и потребителем.


09 октября 2006
00:00
Поделиться