Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

ЖИЛЬЦОВ ПОСЛАЛИ НА ТРИ СТОРОНЫ

Новый Жилищный кодекс предлагает собственникам жилья на выбор целых три формы управления своим домом. Но ни одна из них пока не отработана. Поэтому может получиться как в сказке: “Налево пойдешь — коня потеряешь, прямо — без головы останешься…”

 

Первый путь — жильцы выбирают управляющую компанию и доверяют ей свой дом. Пока в Чувашии таких компаний, находящихся в частных руках, очень немного. По сути, их роль сейчас выполняют государственные службы единого заказчика, которые до конца года должны официально трансформироваться в управляющие компании, если, конечно, хотят оказывать услуги такого рода.

Второй путь. В многоквартирном доме создается товарищество собственников жилья, или жилищный кооператив — некоммерческая организация, заключающая договоры с поставщиками коммунальных услуг. Но если в составе управляющей компании — квалифицированные специалисты, то среди жильцов отдельно взятого дома не всегда таковые найдутся. Поэтому не факт, что заботиться об общедомовом имуществе они будут грамотно, высказывали опасения специалисты Управления ЖКХ и жилищной реформы Минстроя Чувашии на совещании по эффективному управлению многоквартирными жилыми домами. И тогда события могут развиваться, например, по такому сценарию. Одна наша читательница проживает в доме, где существует ТСЖ. Но товарищество решило не “грузить” себя взаимоотношениями с ресурсоснабжающими организациями и доверило их управляющей компании. С весны, когда это произошло, состояние дома ничуть не изменилось — мусора меньше не стало, и подъезды свежей краской не сверкают. Зато в расчетках по квартплате начали появляться какие-то непонятные суммы. В июле жительница Чебоксар обнаружила у себя 300 лишних рублей к оплате. “За что? Отопительный сезон вроде бы еще не начинался”, — потребовала она объяснений в управляющей компании. Ей вежливо ответили: “Это доплата вашему руководителю ТСЖ, за которую проголосовало собрание жильцов”. Сама гражданка на собрании не присутствовала, задержалась в тот день на работе. Но о чем думали ее соседи по дому, принимая такое решение? Прикиньте: скидываются 120 квартир по 300 рублей — и, получается, руководитель ТСЖ за свой “адский” труд имеет с жильцов 36 тысяч. И сколько тогда в тарифах заложено на зарплату руководителя управляющей компании? Наверняка ему обидно получать меньше.

Ну как тут не вспомнить предостережение М. Никольского, генерального директора ООО “Новогор-Прикамье”, высказанное на одном из семинаров Регионального клуба журналистики “Из первых уст”: “Есть компании в частном бизнесе, которые не считают для себя зазорным тырить мелочь по карманам и вести себя точно так же, как вело себя муниципальное унитарное предприятие. Такой частный оператор едва ли не представляет большую опасность, чем МУП. Потому что МУП-то по страху своему немного воровал, а частный оператор, который эксплуатацию денежного потока считает основным источником заработка, может вынести в несколько раз больше, чем вынесло МУП, и оставить после себя просто выжженную землю”. К тому же наши управляющие компании, как уже говорилось, — это те же муниципальные службы заказчика и у них имеется, скажем так, разносторонний опыт работы с клиентом.

Не лучше ли тогда выбрать меньшее из зол — непосредственную форму управления, когда собственник или наниматель жилого помещения заключает договор напрямую с энергетиками, газовиками, теплосетью, водоканалом и т. д.? Тут все расчеты человек осуществляет напрямую, без посредников в образе управляющей компании или ТСЖ. Но ресурсоснабжающая организация доведет свою услугу лишь до дома, буквально — до стены здания. «А кто будет отвечать за содержание внутридомовых сетей, как готовить дом к зиме?» — опять беспокоятся специалисты из Управления ЖКХ и жилищной реформы. Придется собственникам заключать отдельные договоры — и платить вдобавок тем, кто согласен нести ответственность за внутридомовые коммуникации. Что ж, можно и второй раз раскошелиться, лишь бы знать, что отдаешь свои кровные за определенные услуги прямо в руки тех, кто их оказывает. Только говорят же — дешевое продешевит. Вот давайте подумаем, как жильцам, выбравшим путь непосредственного управления, провести в доме капитальный ремонт? Собирать и копить на него деньги годами? Не получится при нашей бешеной инфляции. Значит, взять кредит в банке на ремонтные нужды. На кого его оформлять, кто из жильцов захочет накинуть на шею такую петлю? Поначалу-то все согласятся платить по процентам. А потом окажется, что, например, у Марии Васильевны из шестой квартиры внучка родилась, молодым помогать надо. А дядя Петя из 24-й серьезно заболел, деньги на лечение уходят. И что тогда делать добровольцу, на которого оформлен кредит?

В Нижнем Новгороде целый микрорайон пошел по пути непосредственного управления, а теперь жители пишут письма в городскую администрацию: “Как нам выбраться из этого тупика, где никто ни за что не отвечает?” Потому что такая схема, считают аналитики, хороша лишь для домов, в которых не более 16 квартир. И вроде бы Минрегион хочет узаконить это ограничение. Но не нарушатся ли, с другой стороны, права собственников?

А вот то, что в нашей республике многоквартирные дома очень скоро обзаведутся новыми счетчиками, — это вопрос уже решенный. Как с удовлетворением сообщил исполнительный директор ОАО “Чувашская энергосбытовая компания” М. Славутин, Республиканская служба по тарифам уже готовит соответствующее постановление. И после установки новых счетчиков (подозреваю, что это оборудование окажется определенной марки, от одного конкретного производителя, все иное отбракуют) “Чувашэнерго” не будет нести колоссальных убытков. Если верить информации М. Славутина — из-за того, что жильцы воруют электричество, этих убытков набегает по 50-60 тыс. рублей с каждого 100-120-квартирного дома. Но верить не хочется, ибо тогда энергетики давно ходили бы в банкротах. Пока же это вполне процветающая структура. А все потому, что ворованное электричество с лихвой покрывают энергетические тарифы. Кстати, правительство России готовится принять постановление об оптовом и розничном рынке электроэнергии, так что расценки за нее и всяческие штрафы для выявленных нарушителей наверняка повысятся.

Тут уместно вспомнить статистику, приведенную все тем же М. Никольским по результатам исследований Центра эффективной энергетики. Когда платежи за коммунальный комплекс не превышают в среднем 6 проц. реальных доходов семьи, до 97 проц. населения аккуратно вносят квартплату. А как только коммунальные платежи переваливают за 6 проц. — начинается падение собираемости. Так, если платеж составляет 15-16 проц. доходов, то можно смело гарантировать собираемость на уровне 60 проц. Эти выводы подтверждает и зарубежная, и российская практика. Конечно, цифры приведены без учета субсидий малоимущим на оплату услуг ЖКХ. Но над ними все же стоит


"Советская Чувашия"
23 августа 2006
00:00
Поделиться