Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Квартплату остановит прокурор

Подорожание услуг ЖКХ начали оспаривать в судах

ДВА ПРАВОВЫХ УРОКА ПРИНЕС РЕЗКИЙ СКАЧОК КОММУНАЛЬНЫХ ТАРИФОВ. УРОК ПЕРВЫЙ - МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ В РАЗНЫХ ОБЛАСТЯХ ПО-РАЗНОМУ ПОНЯЛИ ОДИН И ТОТ ЖЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. УРОК ВТОРОЙ - ЛЮДЯМ НАДО НАУЧИТЬСЯ ГРАМОТНО ЧИТАТЬ СЧЕТА. И ЕСЛИ ОБНАРУЖАТ СПОРНЫЕ ЦИФРЫ, УМЕТЬ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИНТЕРЕСЫ В СУДЕ.

В некоторых городах тарифы подскочили на треть. В Брянске подорожание составило 26 процентов, в Москве - уже 29, а в Екатеринбурге - и все 30 процентов. Акции протеста прошли в Ульяновске, Рязани, Ухте.

Квитанция под судом

Первыми на стихийный рост коммунальных услуг среагировали прокуроры, которым пришлось разбираться, почему местные власти перестарались в установлении новых тарифов. Проверки прошли во всех регионах, где народ вышел на улицу. И как оказалось, протестовали люди не зря.

Примером может служить Омск, где коммунальщики задрали сверх установленных правительством рамок цены за отопление и горячую воду. В результате проверки выяснилось, что городская администрация не провела независимую экспертизу экономической обоснованности тарифов. То есть, грубо говоря, их установили исходя из собственного понимания, сколько это должно стоить.

В тяжелом положении оказались и жители Амурской области, где коммунальные тарифы взлетели сверх установленной нормы сразу в 19 городах и районах. Особенно отличились власти Сковородинского района, где стоимость некоторых услуг выросла чуть ли ни в три раза. Причем сделано это было с одобрения местного Совета народных депутатов. Отбой троекратному повышению коммунальной платы был дан лишь после вмешательства прокурора района.

В общей сложности в суды Амурской области прокурорами уже направлено полтора десятка заявлений о признании подобных нормативных актов незаконными. Всего по стране оказалось, что власти 30 субъектов Федерации вышли с предложением увеличить максимально установленные тарифы.

***

Когда капремонт за казенный счет

Но это одна сторона вопроса. Вторая - а всегда ли человек, получивший квитанцию, точно понимает, кому, что и сколько он должен платить?

По просьбе "РГ" на этот вопрос отвечает юрист Алексей Гугаев, возглавлявший окружной ЕИРЦ (единый информационный расчетный центр):

- По статье 157 Жилищного кодекса РФ структура платежей за жилищно-коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилья - разная. Обязательными и общими для обеих категорий потребителей считаются оплата коммунальных услуг, которые включают в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

По словам Гугаева, основное различие между оплатой ЖКУ собственником и несобственником жилого помещения находится в графе по оплате жилья. В это понятие входит оплата расходов управляющей компании (ДЕЗа) на содержание и ремонт многоквартирного дома, а именно уборка придомовой территории, уборка подъездов и лестничных проемов, освещение, обслуживание лифтов, ремонт и отчисления на восстановление жилья.

Для живущих в муниципальной квартире эта услуга указана как оплата жилья. Для собственников эта же услуга называется ТО или техническое обслуживание.

Несобственник жилья платит еще за найм. В приватизированном жилье он заменен налогом на собственность - в соответствии с Налоговым кодексом.

За что еще платит несобственник? За содержание и ремонт жилого помещения, в которые уже включены стоимость услуг и работ по управлению многоквартирным домом, его содержанию и текущему ремонту общего имущества.

Важно помнить, что капитальный ремонт в таком доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Другое дело - собственники жилья: они несут все расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с уже заключенными договорами на обслуживание.

***

Ночью свет дешевле

Как законно уменьшить коммунальные расходы, если вы уверены, что переплачиваете? По просьбе "РГ" процедуру разъясняет юрист Игорь Конушкин из юридической компании, в практике которой - многочисленные споры по коммунальным платежам:

- Для рядового потребителя начавшийся 1 марта перерасчет означает следующее. Зачет переплаченных за январь и февраль сумм будет "растянут" до конца года. В результате того, что потребитель станет получать свои деньги обратно постепенно, параллельно эти деньги будут "съедаться" инфляцией. При этом при перерасчете инфляционная составляющая, скорее всего, учитываться не будет. Но потребитель вполне может добиться перерасчета услуг с учетом инфляционной составляющей, если договорится с эксплуатирующей организацией (поскольку оба они являются контрагентами по договору). Если добиться договоренности невозможно, человек может обратиться в суд, поскольку в данном случае эксплуатирующей организации можно спокойно предъявить обвинения в неосновательном обогащении.

Кстати, Конушкин указывает на довольно распространенную ситуацию надувательства потребителей услуг ЖКХ:

- По сути, типовая ситуация одна - когда цифра, указанная в квитанции, не соответствует реальному потреблению услуги. Это может быть ошибка оператора или осознанное действие. Чаще всего "обманы" подобного рода возможны при выставлении счетов за воду и тепло, поскольку приборов учета у потребителей нет. При установке счетчика на воду в квартире сразу происходит уменьшение суммы оплаты, ведь, по нормам, человек якобы потребляет порядка 300 литров воды в день. На самом деле, находясь большую часть времени на работе, он просто физически не может использовать такой объем воды. Установить счетчик теплоэнергии значительно сложнее. Можно установить счетчик на вводе теплоэнергии в дом и впоследствии, в конце года, сделать сверку опять же по всему дому, сколько показал счетчик, а сколько реально заплатили потребители.

Не переплачивать лишнего за электроэнергию также возможно, утверждает И. Конушкин. Люди забывают, что существуют разные тарифы на оплату электроэнергии в ночное и дневное время. Соответственно, если установить двухтарифный счетчик, то оплату за электроэнергию, которая тратится в ночное время, можно производить по более низкому тарифу.

Чтобы добиться возвращения переплаченных средств, необходимо на первом этапе сделать сверку в эксплуатирующей организации. В случае если речь идет об ошибке, там сделают перерасчет. При невозможности договориться надо подавать иск в суд. Для его подготовки нужно собрать как можно больше документов: договор с эксплуатирующей организацией, все первичные документы, позволяющие доказать свою правоту. Например, если у потребителя установлены приборы учета, следует сначала пригласить специалиста (например, из ЖЭКа), который подтвердит исправность счетчиков и письменно зафиксирует снятие его показаний.

Сложнее доказать несоответствие качества предоставляемых услуг. Если, например, вы считаете, что вода не соответствует ГОСТу, что она имеет плохой запах, мутный вид и прочее, то следует пригласить специалиста ЖЭКа и, в идеале, санэпидемстанции, и в их присутствии (которое подтверждается письменно) взять пробу воды, запечатать ее и отправить на анализ. Если из исследовательской организации придет подтверждение несоответствия воды ГОСТам, вооружившись этой бумагой и протоколом взятия пробы воды, уже можно подавать жалобу на водоснабжающую организацию.

 

 



"Российская газета"
29 марта 2006
00:00
Поделиться