Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Мораторий закончился, цены на бензин не растут

Нефтяники дождались "свободы" - введенный правительством мораторий на рост цен на бензин закончился. Четыре месяца оптовые цены на топливо заметно снижались, цены же на заправках в целом по России медленно росли - в основном из-за владельцев заправок. В новом году, как выяснили "Известия", крупные нефтяники не спешат поднимать цены, но никто не исключает, что топливо будет дорожать.

Мораторий на подорожание бензина, напомним, был введен 19 сентября 2005 года - после памятного заседания глав 9 крупнейших нефтяных компаний у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Тогда многие эксперты в один голос утверждали, что мораторий - не более чем грамотный пиар-ход, так как розничные цены на бензин с началом зимы и так "замерзают", а аналитики нефтяных компаний удачно предсказали и "замерзание" мировых цен на нефть.

Так и случилось. Мировые цены после сентябрьского пика, связанного с ураганами в США, пошли вниз. Сезонное сокращение спроса на топливо внутри России привело к резкому падению оптовых цен. По данным Русского топливного агентства, оптовые цены на марку АИ-92 с конца сентября по начало нынешнего года упали более чем на 20% и продолжают снижение.

Однако с розницей все происходило наоборот. Если в среднем по России сентябрьские цены на АИ-92 составляли 16.24 рубля за литр, то к концу декабря они выросли до 16.8 рубля за литр. Москва не отличалась от всей страны. По данным исследовательского центра "КОРТЕС", сентябрьские розничные цены на столичных АЗС были в среднем на уровне 17.07 рубля за литр, в конце декабря - 17.41 рубля за литр.

Эксперты по-разному объясняют такую парадоксальную ситуацию. Одни винят во всем мелких частников, которые задирали цены на своих АЗС и говорили, что они никакой мораторий не подписывали. Другие эксперты утверждали, что крупнейшие нефтяные компании сами не захотели снижать свою розницу вслед за оптом, делая таким образом дополнительные прибыли. Впрочем, в "Центрнефтепродукте" (сбытовая "дочка" "ЛУКОЙЛа") "Известия" заверили, что розничные цены в Московском регионе на их АЗС упали как минимум на 5% за весь период действия моратория. То же самое говорят и в других компаниях, подписавших мораторий. Но час икс для нефтяников настал. Более их ничто не ограничивает от повышения цен. Однако... цены не растут.

"Мораторий закончился. Теперь все будет зависеть от рынка, - подтвердил "Известиям" Дмитрий Долгов, официальный представитель "ЛУКОЙЛа", - но особых поводов повышать цены мы пока не видим". "Да, закончился, но повышать цены пока не будем, надо посмотреть, как будет развиваться ситуация", - вторит ему Иван Гоголев, официальный представитель ТНК-ВР.

Дальнейшую динамику бензинового рынка будут определять два фактора: мировые цены и таможенные пошлины. Мировые цены с началом года пошли вверх, а значит, будет расти налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Этот налог нефтяники называют основным фактором, влияющим на конечную стоимость литра бензина на заправке. Поэтому мировая конъюнктура складывается пока в пользу удорожания. Кроме того, с 1 февраля вступают в силу новые экспортные пошлины - вывезти тонну сырой нефти станет дешевле на $40, чем это было последние два месяца. Что также может подтолкнуть цены вверх.

 



13 января 2006
13:43
Поделиться