Взлет и усмирение тарифов
В нынешнем году тарифы взлетели на 33 процента, втрое опередив инфляцию. В 2006 году власти решили усилить контроль за тарифами на федеральном уровне, установив предельный рост стоимости коммунальных услуг по стране в 20 процентов.
Соответствующий закон принят Федеральным Собранием и подписан президентом. Документ сегодня публикует "РГ". Удастся ли удержать цены в этих пределах и каковы будут последствия?
Региональные и муниципальные власти, подстегиваемые обязательным требованием перевести население на 100-процентную оплату "коммуналки", приготовились к очередному скачку. Лишь единичные регионы объявили, что удержат рост тарифов на уровне инфляции (то есть платежи граждан со следующего года вырастут на 10-12 процентов или даже меньше...) В целом же по стране картина весьма тревожная.
Дискуссия о том, что коммуналку пора "вывести на чистую воду", что тарифы здесь формируются по затратному принципу, а потому крайне непрозрачны и их пора укоротить, разгорелась еще летом. Минэкономразвития, убедившись, что фактическая инфляция не укладывается ни в какие запланированные рамки, стало искать причину. И нашло: рост тарифов в ЖКХ. Сгоряча Герман Греф заявил даже, что пора коммунальщикам "успокоиться" и умерить аппетиты, что тарифы не должны расти больше чем на 10-15 процентов за год.
В ответ и минрегионы, и Росстрой дружно возразили, напомнив, в каком плачевном состоянии находится отрасль. Долги ее оцениваются астрономическими суммами от 380 миллиардов до полутриллиона рублей. А тарифный "галоп" последних лет - прямое следствие долгого искусственного их сдерживания в то время, когда все остальные потребительские цены уже давным-давно были в свободном "экономическом" плавании. Отрасль только-только стала выходить на самоокупаемость, но ведь нужно поддерживать не только ее текущее функционирование, но и латать старые дыры.
В конце концов было принято компромиссное решение: разрешить тарифы повышать, но до известной степени. Именно этому и посвящены только что принятые законодателями поправки в Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Жилищный кодекс. Каким именно будет ограничение, решать теперь будет Федеральная служба по тарифам. Именно она установит в январе индексы предельного повышения действующих тарифов и размера оплаты гражданами жилых помещений и коммунальных услуг. У каждого региона индекс будет своим. Но в среднем по стране повышение, скорее всего, составит не более 20 процентов. Во всяком случае, такой уровень (вместо "летних" 10-15 процентов) дало в прогнозах экономического развития на ближайшие годы минэкономразвития.
- Ограничение будет касаться практически всех тарифов, за исключением газа, - пояснил "РГ" Дмитрий Хомченко, руководитель проекта направления "Городское хозяйство" Института экономики города. - Потребители в регионах, которые уже перешли на 100-процентную оплату услуг ЖКХ, окажутся в преимущественном положении. В этих регионах рост тарифов будет меньше. На территориях, где до сих пор продолжается дотирование отрасли, повышение может быть и больше 20 процентов. Тот же принцип будет "спущен" и на уровень муниципалитетов: где-то тарифы повысятся, где-то останутся почти на прежнем уровне, но в среднем по региону нужно будет уложиться в рамки, продиктованные ФСТ.
В соответствии с внесенными в законодательство изменениями те регионы и муниципалитеты, которые уже запланировали рост тарифов намного выше планируемого предела, будут вынуждены их пересмотреть и снизить. Но, честно говоря, я бы не стал радоваться по этому поводу. Да, то, как регулируются тарифы сегодня - это полное безобразие. При сегодняшней крайне неэффективной системе тарифного регулирования рассчитываются затраты предприятия, и к ним плюсуется определенный процент прибыли. Ясно, что при таком подходе коммунальное предприятие будет всеми правдами и неправдами завышать себестоимость своей продукции и услуг, а не стремиться к снижению затрат. Но на эту порочную систему мы накладываем еще и механизм ограничителей.
Простой пример. Котельная вырабатывает тепло, сжигая, например, уголь или нефтепродукты. Цена мазута не подлежит регулированию и определяется на свободном рынке. Рост тарифа на теплоснабжение ограничен. Что произойдет, если в течение года мазут существенно подорожает? Работа котельной станет убыточной? Значит, предприятие не сможет закупить топливо в необходимом объеме, и потребители начнут замерзать. Либо придется экономить на других статьях расходов - на ремонте сетей, зарплате персонала. Это, в свою очередь, приведет к росту износа оборудования, авариям и опять же к отключению потребителей. Или же предприятие не сможет заплатить налоги, рассчитаться с поставщиками, то есть произойдет рост его долгов.