Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Взлет и усмирение тарифов

В нынешнем году тарифы взлетели на 33 процента, втрое опередив инфляцию. В 2006 году власти решили усилить контроль за тарифами на федеральном уровне, установив предельный рост стоимости коммунальных услуг по стране в 20 процентов.

Соответствующий закон принят Федеральным Собранием и подписан президентом. Документ сегодня публикует "РГ". Удастся ли удержать цены в этих пределах и каковы будут последствия?

Региональные и муниципальные власти, подстегиваемые обязательным требованием перевести население на 100-процентную оплату "коммуналки", приготовились к очередному скачку. Лишь единичные регионы объявили, что удержат рост тарифов на уровне инфляции (то есть платежи граждан со следующего года вырастут на 10-12 процентов или даже меньше...) В целом же по стране картина весьма тревожная.

Дискуссия о том, что коммуналку пора "вывести на чистую воду", что тарифы здесь формируются по затратному принципу, а потому крайне непрозрачны и их пора укоротить, разгорелась еще летом. Минэкономразвития, убедившись, что фактическая инфляция не укладывается ни в какие запланированные рамки, стало искать причину. И нашло: рост тарифов в ЖКХ. Сгоряча Герман Греф заявил даже, что пора коммунальщикам "успокоиться" и умерить аппетиты, что тарифы не должны расти больше чем на 10-15 процентов за год.

В ответ и минрегионы, и Росстрой дружно возразили, напомнив, в каком плачевном состоянии находится отрасль. Долги ее оцениваются астрономическими суммами от 380 миллиардов до полутриллиона рублей. А тарифный "галоп" последних лет - прямое следствие долгого искусственного их сдерживания в то время, когда все остальные потребительские цены уже давным-давно были в свободном "экономическом" плавании. Отрасль только-только стала выходить на самоокупаемость, но ведь нужно поддерживать не только ее текущее функционирование, но и латать старые дыры.

В конце концов было принято компромиссное решение: разрешить тарифы повышать, но до известной степени. Именно этому и посвящены только что принятые законодателями поправки в Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Жилищный кодекс. Каким именно будет ограничение, решать теперь будет Федеральная служба по тарифам. Именно она установит в январе индексы предельного повышения действующих тарифов и размера оплаты гражданами жилых помещений и коммунальных услуг. У каждого региона индекс будет своим. Но в среднем по стране повышение, скорее всего, составит не более 20 процентов. Во всяком случае, такой уровень (вместо "летних" 10-15 процентов) дало в прогнозах экономического развития на ближайшие годы минэкономразвития.

- Ограничение будет касаться практически всех тарифов, за исключением газа, - пояснил "РГ" Дмитрий Хомченко, руководитель проекта направления "Городское хозяйство" Института экономики города. - Потребители в регионах, которые уже перешли на 100-процентную оплату услуг ЖКХ, окажутся в преимущественном положении. В этих регионах рост тарифов будет меньше. На территориях, где до сих пор продолжается дотирование отрасли, повышение может быть и больше 20 процентов. Тот же принцип будет "спущен" и на уровень муниципалитетов: где-то тарифы повысятся, где-то останутся почти на прежнем уровне, но в среднем по региону нужно будет уложиться в рамки, продиктованные ФСТ.

В соответствии с внесенными в законодательство изменениями те регионы и муниципалитеты, которые уже запланировали рост тарифов намного выше планируемого предела, будут вынуждены их пересмотреть и снизить. Но, честно говоря, я бы не стал радоваться по этому поводу. Да, то, как регулируются тарифы сегодня - это полное безобразие. При сегодняшней крайне неэффективной системе тарифного регулирования рассчитываются затраты предприятия, и к ним плюсуется определенный процент прибыли. Ясно, что при таком подходе коммунальное предприятие будет всеми правдами и неправдами завышать себестоимость своей продукции и услуг, а не стремиться к снижению затрат. Но на эту порочную систему мы накладываем еще и механизм ограничителей.

Простой пример. Котельная вырабатывает тепло, сжигая, например, уголь или нефтепродукты. Цена мазута не подлежит регулированию и определяется на свободном рынке. Рост тарифа на теплоснабжение ограничен. Что произойдет, если в течение года мазут существенно подорожает? Работа котельной станет убыточной? Значит, предприятие не сможет закупить топливо в необходимом объеме, и потребители начнут замерзать. Либо придется экономить на других статьях расходов - на ремонте сетей, зарплате персонала. Это, в свою очередь, приведет к росту износа оборудования, авариям и опять же к отключению потребителей. Или же предприятие не сможет заплатить налоги, рассчитаться с поставщиками, то есть произойдет рост его долгов.

- Безусловно, многое зависит от соблюдения баланса затрат и установленных тарифов. Насколько адекватным будет "разрешенный" рост тарифов для конкретного региона, муниципалитета, предприятия... Насколько регулирующие органы смогут добиться, чтобы устанавливаемые тарифы были экономически обоснованными, полностью учитывали все затраты на производство соответствующих коммунальных ресурсов. В отрасли существует и использование средств не по назначению (проще говоря, воровство), и просто нерациональное хозяйствование. Значит, "скрытые резервы", конечно, есть. Но возможно ли только ограничением тарифов вылечить эти болезни? Честно говоря, предложенная методика лечения кажется мне сомнительной.


"Российская газета"
29 декабря 2005
00:00
Поделиться