Ловушка для жилкомхоза
МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ
Вполне возможно, что уже с 1 января следующего года предприятия ЖКХ не смогут по своему усмотрению повышать цены на услуги.
Это предусматривает принятый в пятницу Госдумой в первом чтении законопроект. По мнению экспертов, эта новация может дать лишь временную передышку от роста цен, при этом она сопряжена с многочисленными издержками.
«Поправки в ряд статей федерального закона „Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса” предусматривают введение предельных уровней цен и тарифов на услуги организаций ЖКХ в целях ограничения инфляционных процессов, а также государственный контроль за ростом коммунальных услуг»,— заявил один из авторов законопроекта вицеспикер Госдумы Владимир Катренко.
Согласно законопроекту, предельные уровни тарифов могут быть установлены с календарной разбивкой по месяцам. Следить за установлением тарифов будут федеральные органы исполнительной власти.
По замыслу разработчиков, установление предельных уровней тарифов будет стимулировать организации коммунального комплекса к снижению производственных затрат.
Несмотря на то, что депутаты уверяли, что законопроект разрабатывался без оглядки на правительство и для его принятия потребовалось вмешательство президента, лучшего подарка озабоченному борьбой с инфляцией кабинету министров трудно представить. Доля роста тарифов на коммунальные услуги в общей инфляции на потребительском рынке превысила в этом году 25%.
По словам председателя думского комитета по промышленности, транспорту и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, на сегодняшний день предприятия коммунального комплекса попадают под определение «локальные монополисты», и их действия регламентируются законом «О конкуренции». А потому в соответствии с Жилищным кодексом вопросы ценообразования должны регулироваться постановлением правительства.
Эксперты считают, что законопроект может в итоге значительно ухудшить положение не только отрасли, но и потребителей. С одной стороны, потребителям, в том числе предпринимателям, в течение определенного властями срока можно будет не опасаться неконтролируемого роста цен на коммунальные платежи. С другой, весьма вероятно, что эта стабильность может обернуться разорением обслуживающей организации, ухудшением качества предоставляемых услуг или резким ростом тарифов после окончания действия ограничений.
По мнению главного аналитика «Центринвестгруп» Полины Лазич, замораживание тарифов на ЖКХ— временная и в какой-то степени популистская мера. Действительно, таким образом можно на время остановить рост цен. Правда, на увеличение тарифов в жилищно-коммунальной сфере приходится только 25% инфляции, большая же часть связана с ценами на мясо, ввозными пошлинами и прочим.
«Кроме того, не надо забывать, что средства от повышения тарифов должны были идти на модернизацию отрасли. Ограничения цен на услуги организаций коммунального хозяйства могут дать лишь временную передышку потребителям.
В результате их все равно придется отпускать. До какой степени в итоге взлетят цены, можно только догадываться.
А значит, потребителям будет только хуже, а отрасль может просто развалиться»,— полагает Полина Лазич.
С ней согласен ведущий эксперт фонда экономических исследований Центра развития Валерий Миронов. «Сдерживание тарифов чревато резким скачком цен на коммунальные платежи и масштабными авариями»,— уверен эксперт.
По словам президента фонда «Коммунальная культура жизни» Андрея Щавелева, оплата за жилищно-коммунальные услуги, как известно, состоит из двух частей. Это, вопервых, плата за коммунальные услуги (тепло, электричество, воду, газ) — тарифы, по которым определяются общероссийские или местные монополисты (РАО ЕЭС, городские и областные энергетические корпорации, городские водоканалы и т. д.). Поскольку эти предприятия являются федеральными или локальными «естественными монополистами», их тарифы логично проверять и ограничивать. Вовторых, это плата за услуги «управляющей организации» (техобслуживание, ремонт и уборка здания). Ранее эти услуги, как правило, оказывались ДЕЗами. «Однако в настоящее время принят новый Жилищный кодекс, согласно которому рынок таких услуг будет демонополизирован, и на него с марта 2005 года свободно допускаются частные компании.
В этой ситуации административное регулирование цен выглядит неадекватным. В случае если цены будут выставлены на низком уровне, это просто отразится на качестве услуг»,— считает Андрей Щавелев.
В свою очередь председатель правления компании «Евразийское водное партнерство» Сергей Яшечкин полагает, что крупнейшие российские компании, работающие на рынке коммунальных услуг, с принятием этого закона могут просто затормозить процесс привлечения негосударственных инвестиций в коммунальную инфраструктуру.