Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

17.07 В Москве состоялась III Международная конференция ОАО "РЖД"

2-3 ноября в Москве проходила III Международная конференция "ОАО "Российские железные дороги" на рынке транспортных услуг: взаимодействие и партнерство", сообщает корреспондент ИА REGNUM. В ней принимают участие руководители Министерства транспорта РФ, ОАО "РЖД", Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральных служб и агентств, отраслевых общественных организаций, руководители транспортных и логистических служб компаний-грузовладельцев, руководители экспедиторских, операторских компаний, портовых терминалов. 586 делегатов из 18 стран мира собрались, чтобы обменяться мнениями и обсудить практические вопросы по улучшению качества транспортного обслуживания грузовладельцев, развитию и укреплению партнерских отношений между всеми участниками перевозочного процесса на железнодорожном транспорте России, а также подведение итогов второго года работы компании "Российские железные дороги" и реформирования железнодорожного транспорта.

      Заседание 2 ноября открыл президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, сообщивший о ключевых направлениях развития ОАО "РЖД" на данном этапе. По его словам, большинство представителей бизнес-сообщества положительно оценивает динамику развития ОАО "РЖД" и те направления реформирования, которые сегодня реализуются. В качестве ОАО "Российские железные дороги" существуют уже 2 года, и на данный момент стратегической задачей, по словам Якунина, является повышение безопасности, качества перевозок, как грузовых, так и пассажирских, а также глубокая интеграция в евроазиатскую транспортную систему.

      "Сегодня мы работаем в условиях достаточно жесткой конкуренции. На конкурентном рынке, который мы, в соответствии с правительственными решениями, сами должны были создавать. С 2003 года доля "участия "РЖД" в перевозках нефти снизилась с 30,7% до 17,3%. В перевозках руды и угля - с 72% до 48%, стальных заготовок - с 83% до 45%. Эти показатели свидетельствуют о том, что задача поддержания и увеличения конкурентоспособности железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" приобретает особое значение, - подчеркнул Якунин.

      В числе приоритетных задач глава "РЖД" назвал увеличение масштабов бизнеса, увеличение безопасности перевозок, достижением экономичности и экономической обоснованности расходов, совершенствование системы управления перевозками, оптимизации тарифных условий, внедрение обслуживания по системе "одного окна". Развитие сферы дополнительных услуг. В данном случае, отметил Якунин, полезным может оказаться опыт зарубежных коллег: в частности, железные дороги ФРГ около 50% своих доходов получают именно благодаря реализации дополнительных услуг. "Мы начинаем конкурировать на глобальном рынке перевозок. И скоро эта конкуренция будет осуществляться уже страной, вступившей в ВТО, - подчеркнул он.

      Сегодня, являясь монополистом, РЖД лишены возможности гибкого тарифного регулирования, в том числе и снижения, что в интересах грузовладельцев. Необходимо находить какие-то иные формы, которые не допускали бы несправедливой конкуренции. Одним из таких способов Владимир Якунин назвал создание дочерних обществ компании, в том числе и в сфере грузовых перевозок. Создание дочерних общества призвано использовать преимущества гибкого тарифного регулирования грузовыми компаниями, входящими в структуру ОАО "РЖД". Сегодня успешно функционирует компания "Русская тройка"; в планах "РЖД" - укрепление своих позиций на рынке грузовых железнодорожных перевозок путем создания дочерних обществ по перевозкам автомобилей, нефтеналивных грузов, лесных и минеральных грузов. Это помогло бы осваивать транспортные пути к нефте- и газоносным районам, к местам добычи других полезных ископаемых.

      Кроме того, перспективным направлением является внедрение инновационных технологий доставки грузов, в целях чего требуется создание сети логистических центров, обеспечивающих доставку грузов "от двери до двери". Предполагается создать систему складских и распределительных центров в крупных городах страны, располагающих собственным автотранспортом и, кроме того, обеспечивающих стыковку автомобильного, речного и железнодорожного транспорта. Данная система грузоперевозки будет востребована при транспортировке дорогостоящих грузов, отметил Якунин.

      Говоря об инвестициях, глава "РЖД" отметил, что задачи модернизации инфраструктуры не могут быть решены только лишь с помощью государственных инвестиционных программ. Задача, по его словам, заключается не в том, чтобы привлечь деньги не заемные, не кредиты, которые придется отдавать, а в получении прибыли благодаря созданию достаточно крупных перевозочных или операторских компаний, акции которых могли бы торговаться на фондовой бирже.

     Заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов в своем выступлении подчеркнул, что геополитическое положение России предопределяет роль ее транспортной системы как связующего звена между Европой и Азией. Задачами сегодняшнего дня, по словам замминистра, является снижение издержек, обеспечение безопасности перевозок и повышение привлекательности железнодорожного транспорта. Сегодня железнодорожный транспорт является практически безальтернативным для многих грузоотправителей, которым нужно доставить груз на средние и дальние расстояния, и потенциал его развития далеко не исчерпан, подчеркнул Аристов.

      В дальнейшем предполагается загрузка Транссиба с выходом на Китай и Японию, развитие широтных и меридиональных транспортных коридоров в Европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Соединяющих железнодорожную сеть России с транспортной системой мира. "Россия может стать мировым транспортным поставщиком, - подчеркнул Аристов. Он также указал на необходимость развития железнодорожных путей в районе портов и границ и создания мультимодальных транспортных узлов в точках пересечения железнодорожных и крупных автомобильных путей сообщения. В конечном счете, эти меры приведут к снижению транспортной составляющей в цене продукции, отметил замминистра.

     По словам руководителя федерального агентства железнодорожного транспорта Михаила Акулова, предстоящий этап реформирования "РЖД" предполагает решение вопроса о разделении монопольных и потенциально конкурентных сегментов хозяйственных субъектов в сфере железнодорожного транспорта. Сокращение транспортных издержек, развитие инфраструктуры путей необщего пользования, развитие конкурентности в сфере перевозок грузов и пассажиров и финансирования планово убыточных видов деятельности.

     Необходимо обеспечить равный, недискриминационный доступ к объектам инфраструктуры для всех участников рынка. Нарушения антимонопольного законодательства со стороны монополиста не всегда могут быть устранены судебном порядке или силами исполнительной власти. Более эффективным было бы создание специального регулирующего агентства для обеспечение конкуренции на железных дорогах. И, в конечном итоге, создание конкурентной среды, обеспечивающей механизмы саморегулирования.

     Михаил Акулов также отметил важность разработки и внедрения единых технических регламентов в области железнодорожного транспорта.

     Председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников в своем выступлении отметил, что сегодня уже не идет речь о том, является или не является железнодорожный транспорт отраслью бизнеса, а обсуждаются вопросы того, как сделать этот бизнес более эффективным. "Нам хотелось принимать законы как долговременные правила, чтобы мы в итоге могли бы на равных конкурировать с участниками мирового рынка, - отметил Завадников. - Причем следует преодолевать узкогрупповые лоббистские интересы. Правила игры должны быть одинаковы для всей транспортной системы".

    Заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Виталий Евдокименко отметил, что актуальной проблемой сегодняшнего дня является повышение эффективности государственной тарифной политики, создание условий для перехода от жесткого государственного регулирования к рыночному ценообразованию, сокращение разницы в уровнях тарифов. В этих целях еще должны быть проведена значительная работа по совершенствованию законодательной базы, подчеркнул Евдокименко. следующий аспект унификации тарифов различных видах сообщений. Поэтапной унификации в период 2006-2008 гг. Если к 2009 году разрыв тарифных ставок еще предполагается на уровне 12,5%, то в дальнейшем планируется ликвидировать и его. Задачей является также ликвидация убыточности пассажирского комплекса. В частности, отметил Евдокименко, целесообразным представляется доведение тарифов на пассажирские перевозки до уровня экономически обоснованных.

    По прогнозам Федеральной службы, на 2006-2007 гг. прогнозируется изменение тарифов на железнодорожные перевозки не выше целевой инфляции - до 7.5%, а в 2008 г., предположительно, рост тарифов снизится до 5.5%.

Как сообщил в своем выступлении первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов, высокие объемы грузоперевозок в последнее время показали, что "РЖД" полностью справляется со своей задачей крупнейшего в России перевозчика. НО в преддверии вступления в ВТО российским транспортникам нужно провести значительную работу с целью повышения инвестиционной привлекательности ОАО "РЖД", подчеркнул Морозов; в том числе, наладить интенсивный информационный обмен между перевозчиками, экспедиторами, грузовладельцами.

    Президент ассоциации экспедиторов России Валерий Алисейчик подтвердил, что российские экспедиторы действительно работают в тесной взаимосвязи с железнодорожниками, но пока КПД этой работы невелик. Причиной тому, по мнению Алисейчика, является односторонний характер реформы транспорта: она сосредоточена в основном в сфере железнодорожного транспорта. Но должна в равной мере касаться и морского, и автомобильного транспорта. В идеале должен быть создан Транспортный кодекс, своеобразная транспортная конституция России, подчеркнул Валерий Алисейчик.

    Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Андрей Волков подчеркнул, что в нынешних условиях реформирования необходимо внедрение новых, единых механизмов обеспечения качества и безопасности на железных дорогах, в соответствии с мировым стандартом ISO 9000, а также совершенствование нормативно-правовой базы, которая была разработана в 1990-х годах и с тех пор почти не пересматривалась.

    Свои соображения по поводу дальнейшего хода реформирования железнодорожного транспорта в России также высказали генеральный директор ОАО "Новая перевозочная компания" Игорь Асатуров, председатель совета директоров ОАО "Трансмашхолдинг" Дмитрий Комиссаров, председатель дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ Сергей Гапеев, представители железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" и другие.

Источник: ИА REGNUM


04 ноября 2005
00:00
Поделиться