Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

8.51 РЖД отделяет доходы

 

Госкомпания создаст СП с Новой перевозочной компанией

Президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин, судя по всему, нашел способ вернуть своей компании, бывшей еще несколько лет назад монополистом в области перевозок высокодоходных грузов, утраченные позиции. Глава компании постарался сделать это таким образом, чтобы у государства не появилось повода изменить тарифную политику в сторону понижения.

Бороться с активно развивающимися частными операторами, успевшими отобрать у РЖД за время реформирования компании более 50% рынка перевозки нефти и нефтепродуктов, Владимир Якунин собирается рыночным способом. "Правление компании на днях обсудило в принципе возможность выхода РЖД на высокодоходные секторы транспортного рынка и одобрило ее. Первым таким проектом станет наше СП с Новой перевозочной компанией (НПК)", - заявил на днях Якунин. Предполагается, что окончательное решение о создании СП будет принято советом директоров РЖД уже в ноябре.

СП с Новой перевозочной компанией, контрольный пакет которой, по неофициальным данным, принадлежит "Северстальтранс" (бывшей вотчиной нынешнего министра транспорта Игоря Левитина), похоже, как раз и призвано заработать денег и увеличить долю РЖД на рынке транспортировки высокодоходных грузов.

СП будет создано в форме ООО с соотношением долей учредителей в уставном капитале 50 на 50%. РЖД и НПК внесут в уставный капитал нового перевозчика 3 тысячи цистерн и полувагонов. Как считают в РЖД, новая компания в течение первых двух лет работы собирается занять до 16% рынка экспортных перевозок нефтеналивных грузов, 5,5% рынка экспортных перевозок черных металлов, 3,7% внутрироссийских перевозок железорудного сырья, 1,8% внутрироссийских и экспортных перевозок угля.

"У инициативы по созданию СП есть свои предпосылки, - говорит гендиректор консалтинговой компании TransCare Владимир Ашурков. - РЖД - структура все-таки менее динамичная, чем частные операторы. Компания не может гибко реагировать на меняющуюся конъюнктуру в силу того, что тарифы РЖД жестко регулируются государством. Кроме того, не так давно РЖД совместно с группой компаний "Промышленные инвесторы" создало похожее СП – "Русская тройка". Для РЖД этот опыт оказался положительным". Наращивая объемы перевозок, СП, созданное РЖД, может начать вытеснение с рынка сначала мелких операторов, а затем и крупных игроков, таких как "ЛукойлТранс", "ТрансОйл" и ОТЭКО.

Впрочем, созданию СП есть и еще одно объяснение. "Логично предположить, что если высокодоходные перевозки уйдут в СП, бухгалтерский баланс РЖД просядет, его доходная часть будет ниже расходной, формируемой убыточными пассажирскими перевозками, - говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - У компании, таким образом, появится возможность в будущем поторговаться с правительством по поводу увеличения тарифов на низкодоходные перевозки".

CПРАВКА 
Грузооборот НПК в 2004 году составил 15 млн. 560 тыс. тонн. Парк компании составляет 18 тыс. вагонов, в основном цистерн

Источник: "Газета" от 19.10.2005 №198

 



19 октября 2005
00:00
Поделиться