Цена ответа
Нефтяники заморозили цены, а эксперты заговорили об опасности усиления монополизации на топливном рынке
Сенсационное решение руководителей шести ведущих российских нефтяных компаний далеко не всеми встречено "на ура".
Независимые от них розничные поставщики ГСМ считают, что, реализуя бензин по ценам ниже стоимости, крупные компании, имеющие немалые резервы, просто избавляются от конкурентов.
Напомним, что на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко 19 сентября "большая шестерка" грандов российской нефтянки заявила о добровольном намерении заморозить до конца года цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Для миллионов автовладельцев это обещает только одно - цены на бензин расти не будут. По словам помощника министра промышленности и энергетики Станислава Наумова, руководители "ЛУКОЙЛа", ТНК-ВП, "Роснефти", "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти" "согласились с необходимостью стабилизировать цены без всяких предварительных условий и не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства". Станислав Наумов также подчеркнул, что эта позиция нефтяников является консолидированной.
Подробности "нефтяного перемирия" и то, на какой отметке заморозят цены, пока неизвестны. Некоторую ясность на свет пролил лишь президент компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов, да и то касательно только своей вотчины. В день встречи у Христенко, но до ее начала, он объявил о том, что с 19 сентября и до конца 2005 года его компания "фиксирует розничные цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС во всех регионах России". Подобный шаг "ЛУКОЙЛ", как известно, сделал и в декабре прошлого года. Напомним, что с декабря и по май 2005-го компания снизила на 5 процентов розничные цены на топливо.
Однако потом от сдерживания цен пришлось отказаться, из-за того, что на "ЛУКОЙЛ" пожаловался в антимонопольную службу Российский топливный союз. Непонятно, что будет и сейчас. К примеру, если кто-либо из "обещанцев" захочет досрочно выйти из пула или если вдруг обнаружится, что отдельные бензоколонки отдельных нефтяных компаний повышают цены.
Вчера ситуация стремительно развивалась, обнажив весьма скандальный срез темы. Стала известна весьма резкая "отповедь", которую дали инициативе шести компаний их "меньшие братья". Так, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы Республики Хакасия заявил, что "антимонопольная служба вправе предъявить справедливые требования прекратить установку демпинговых цен на свою продукцию". А глава одного из хакасских операторов розничного рынка пояснил: "Если оптовые цены будут расти, как можно удержать розничные? Это значит, что мы будем должны законсервировать бензоколонки и прекратить свое существование". Аналогичные голоса протеста раздались и в других регионах.
"Может повториться ситуация ноября прошлого года", - заявил "РГ" исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. "Прежде всего из заявления непонятно, какие именно цены обязались зафиксировать шесть компаний. Только "ЛУКОЙЛ" четко указал, что розничные. Допустим, только розничные - тогда действительно повторится ситуация, случившаяся в конце прошлого года, с той только разницей, что уровень цен сейчас значительно выше. Если же обязались остановить и розничные, и оптовые цены, то это чисто политическое решение, не имеющее отношения к рыночным методам регулирования. Ведь очевидно, что в случае роста мировых цен на нефть увеличится сумма НДПИ для российских компаний и они вынуждены будут повышать оптовые цены. А если мировые цены успокоятся, то и внутри страны ценовая ситуация стабилизируется.
Как видим, и эта точка зрения приводит к теме изменения порядка расчета ставки НДПИ как "стратегического ключа" к контролю над ситуацией. Примечательно, что Алекперов поддержал налоговые инициативы минэкономразвития и заявил, что такой шаг компании направлен на развитие конструктивного диалога с правительством. Кстати, объявлено об очередном, весьма существенном повышении экспортной пошлины на сырую нефть с 143 до 179 долларов за тонну. Постановление об этом подписал премьер-министр Михаил Фрадков. Можно утверждать, что рождается новый формат отношений власти и нефтяного бизнеса: стабилизация внутреннего рынка в обмен на долгосрочное ослабление налогового бремени.