Бензин прорвало
В августе цены на бензин, если сравнивать с прошлым годом, в среднем по России выросли на 17 процентов, а с января - на 7 процентов.
В связи со сложившейся ситуацией глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян во вторник сообщил, что не исключает введения регулируемых цен на нефтепродукты. Ранее прошло сообщение, что в правительстве думают о создании в стране банка бензина, чтобы "управлять" ситуацией на рынке.
Положение действительно тревожное. Заметнее всего с 22 по 29 августа бензиновые цены поднялись в Уфе (плюс 3 процента). На 1,6 процента дороже обходится теперь бензин петербуржцам, на 0,9 процента - москвичам. В Тюменской области в конце августа цены на бензин прыгнули разом на 70-80 копеек. А в Туле бензин подорожал почти на рубль. К зиме там ожидают роста цен еще на 1,5-2 рубля. В столице Республики Хакасия - Абакане - бензин прибавил 50 копеек, и местные информагентства утверждают, что к началу зимы цена топлива может вырасти до 25 рублей за литр.
Дорожает и авиационный керосин, из-за чего на днях представители пяти российских авиакомпаний объявили о том, что скоро они будут вынуждены увеличить цену билетов на самолеты. Прежде всего, по их оценкам, на 10-15 долларов подорожают чартерные рейсы.
От повышения цен на топливо страдает и сельское хозяйство. Кстати, начало уборочных работ, как и северного завоза, каждый год способствует росту цен. Какие еще причины вызвали очередное осеннее "обострение бензина"? И как лечить эту застарелую болезнь?
Комментарий.
Григорий Сергиенко,
исполнительный директор Российского топливного союза:
- Сначала о том, почему так резко подорожал бензин на автозаправках. Дело в том, что с конца июня начали расти оптовые цены. Сначала незначительными темпами, по 100-200 рублей в неделю, а в последнее время процесс резко набирает обороты - цены прибавляют по тысяче рублей в неделю.
Розница довольно долго оставалась стабильной. Но это не могло длиться до бесконечности. И те, кто торгует бензином в розницу, просто вынуждены поднимать цены, чтобы сохранить свою доходность. Оптовые же цены растут потому, что дорожает нефть на внутреннем рынке. С поставками в сентябре она достигла максимума - почти 9 тысяч рублей за тонну. Такого никогда не было. В свою очередь рост цен на внутреннем рынке объясняется ситуацией на мировом, где стоимость нашей нефти уже зашкалила за 60 долларов за баррель. Взаимосвязь между внутренними и внешними ценами осуществляется через налогообложение. Дело в том, что у нас система расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) основана на цене нефти, которую мы поставляем на экспорт. И налог платится со всей добытой нефти, невзирая на то, куда она идет. Поэтому у нефтянки появляется желание поднять цену на внутреннем рынке, чтобы выровнять доходность между внешним и внутренним рынком, скомпенсировать увеличение налоговой нагрузки. А из более дорогой нефти производится и более дорогой бензин.
То же самое происходило и в прошлом году. Иного и быть не может при сложившейся системе взимания сверхприбыли у нефтяных компаний, от которой никто не хочет отказываться. Бюджет пополняется, Стабфонд растет. А то, что это происходит в том числе и за счет наших с вами кошельков, считают, видимо, лишь досадными издержками. Сейчас, правда, минэкономразвития хочет предложить свой вариант, как разорвать взаимосвязь между ценами на внешнем и внутреннем рынке. Но, по-моему, это мало поможет делу.
В стране сегодня остается чуть более одной трети добываемой нефти, остальное идет на экспорт. Казалось бы, достаточно изменить эту пропорцию и принцип расчета НДПИ, чтобы цены на бензин стабилизировались. Но возникает другая проблема. У нас структура нефтепереработки достаточно отсталая. И если мы начинаем больше перерабатывать нефти, то получаем увеличение производства не только бензина, а в большей степени мазута, который внутри России не востребован. А его цена на экспорт даже дешевле добытой нефти. И нефтянка опять будет компенсировать свои потери за счет бензина.
Я считаю, что в обозримом будущем радикального изменения все равно не произойдет. В России нет рынка нефти. Каждая компания, перерабатывающий завод, по сути, монополисты на своей территории. У них здесь просто нет соперников. Для того чтобы конкурировать по цене, надо привозить нефтепродукты из "зоны действия" другой нефтяной компании. А это транспортные расходы, и достаточно высокие. Привозной бензин все равно окажется неконкурентоспособным. А нефтяной биржи в России нет. И, судя по ситуации, вряд ли появится. По тем действиям, которые предпринимаются, можно предположить, что политика государства в первую очередь направлена на то, чтобы со временем поставить под свой контроль всю нефтедобывающую отрасль. И, думаю, разговоры о введении фиксированных цен на бензин не случайны. Тогда надо ожидать, что за этим последует национализация всей нефтянки и сворачивание рыночных отношений. Нам говорят, этого не будет. Тогда уж совсем непонятна идея с фиксированными ценами. Мы просто повторим печальный опыт Украины. Бензин исчезнет из продажи. Не будет у компаний прибыли - они начнут сворачивать производство. Это логика рынка.
Что касается банка бензина, то, видимо, авторов этой идеи вдохновляет пример США. Там есть государственные резервы, они хранятся в подземных хранилищах, которые могут накапливать до 700 миллионов баррелей нефти и нефтепродуктов. Но дело в том, что Америка, в отличие от России, добывает только 40 процентов необходимой для потребления нефти. Остальное закупает за рубежом. И госрезервы позволяют ей держать цены на внутреннем рынке. Когда на внешнем они растут - запасы раскупоривают, когда падают - пополняются. Мы же добываем 460 миллионов тонн нефти в год, из них до 200 перерабатываем и полностью себя обеспечиваем. Получается, сначала наши компании будут создавать этот банк-резерв, а потом из него же выкупать бензин обратно. Не вижу никакой логики.
В сложившихся условиях остановить рост цен на бензин нельзя какой-то одной мерой. Надо структурно менять всю систему обеспечения страны нефтепродуктами. Только тогда можно гарантировать, что наступит время, когда ценники на автозаправках перестанут менять каждую неделю.