Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Бензин прорвало

В августе цены на бензин, если сравнивать с прошлым годом, в среднем по России выросли на 17 процентов, а с января - на 7 процентов.

В связи со сложившейся ситуацией глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян во вторник сообщил, что не исключает введения регулируемых цен на нефтепродукты. Ранее прошло сообщение, что в правительстве думают о создании в стране банка бензина, чтобы "управлять" ситуацией на рынке.

Положение действительно тревожное. Заметнее всего с 22 по 29 августа бензиновые цены поднялись в Уфе (плюс 3 процента). На 1,6 процента дороже обходится теперь бензин петербуржцам, на 0,9 процента - москвичам. В Тюменской области в конце августа цены на бензин прыгнули разом на 70-80 копеек. А в Туле бензин подорожал почти на рубль. К зиме там ожидают роста цен еще на 1,5-2 рубля. В столице Республики Хакасия - Абакане - бензин прибавил 50 копеек, и местные информагентства утверждают, что к началу зимы цена топлива может вырасти до 25 рублей за литр.

Дорожает и авиационный керосин, из-за чего на днях представители пяти российских авиакомпаний объявили о том, что скоро они будут вынуждены увеличить цену билетов на самолеты. Прежде всего, по их оценкам, на 10-15 долларов подорожают чартерные рейсы.

От повышения цен на топливо страдает и сельское хозяйство. Кстати, начало уборочных работ, как и северного завоза, каждый год способствует росту цен. Какие еще причины вызвали очередное осеннее "обострение бензина"? И как лечить эту застарелую болезнь?

Комментарий.

Григорий Сергиенко,
исполнительный директор Российского топливного союза:

- Сначала о том, почему так резко подорожал бензин на автозаправках. Дело в том, что с конца июня начали расти оптовые цены. Сначала незначительными темпами, по 100-200 рублей в неделю, а в последнее время процесс резко набирает обороты - цены прибавляют по тысяче рублей в неделю.

Розница довольно долго оставалась стабильной. Но это не могло длиться до бесконечности. И те, кто торгует бензином в розницу, просто вынуждены поднимать цены, чтобы сохранить свою доходность. Оптовые же цены растут потому, что дорожает нефть на внутреннем рынке. С поставками в сентябре она достигла максимума - почти 9 тысяч рублей за тонну. Такого никогда не было. В свою очередь рост цен на внутреннем рынке объясняется ситуацией на мировом, где стоимость нашей нефти уже зашкалила за 60 долларов за баррель. Взаимосвязь между внутренними и внешними ценами осуществляется через налогообложение. Дело в том, что у нас система расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) основана на цене нефти, которую мы поставляем на экспорт. И налог платится со всей добытой нефти, невзирая на то, куда она идет. Поэтому у нефтянки появляется желание поднять цену на внутреннем рынке, чтобы выровнять доходность между внешним и внутренним рынком, скомпенсировать увеличение налоговой нагрузки. А из более дорогой нефти производится и более дорогой бензин.

То же самое происходило и в прошлом году. Иного и быть не может при сложившейся системе взимания сверхприбыли у нефтяных компаний, от которой никто не хочет отказываться. Бюджет пополняется, Стабфонд растет. А то, что это происходит в том числе и за счет наших с вами кошельков, считают, видимо, лишь досадными издержками. Сейчас, правда, минэкономразвития хочет предложить свой вариант, как разорвать взаимосвязь между ценами на внешнем и внутреннем рынке. Но, по-моему, это мало поможет делу.

В стране сегодня остается чуть более одной трети добываемой нефти, остальное идет на экспорт. Казалось бы, достаточно изменить эту пропорцию и принцип расчета НДПИ, чтобы цены на бензин стабилизировались. Но возникает другая проблема. У нас структура нефтепереработки достаточно отсталая. И если мы начинаем больше перерабатывать нефти, то получаем увеличение производства не только бензина, а в большей степени мазута, который внутри России не востребован. А его цена на экспорт даже дешевле добытой нефти. И нефтянка опять будет компенсировать свои потери за счет бензина.

Я считаю, что в обозримом будущем радикального изменения все равно не произойдет. В России нет рынка нефти. Каждая компания, перерабатывающий завод, по сути, монополисты на своей территории. У них здесь просто нет соперников. Для того чтобы конкурировать по цене, надо привозить нефтепродукты из "зоны действия" другой нефтяной компании. А это транспортные расходы, и достаточно высокие. Привозной бензин все равно окажется неконкурентоспособным. А нефтяной биржи в России нет. И, судя по ситуации, вряд ли появится. По тем действиям, которые предпринимаются, можно предположить, что политика государства в первую очередь направлена на то, чтобы со временем поставить под свой контроль всю нефтедобывающую отрасль. И, думаю, разговоры о введении фиксированных цен на бензин не случайны. Тогда надо ожидать, что за этим последует национализация всей нефтянки и сворачивание рыночных отношений. Нам говорят, этого не будет. Тогда уж совсем непонятна идея с фиксированными ценами. Мы просто повторим печальный опыт Украины. Бензин исчезнет из продажи. Не будет у компаний прибыли - они начнут сворачивать производство. Это логика рынка.

Что касается банка бензина, то, видимо, авторов этой идеи вдохновляет пример США. Там есть государственные резервы, они хранятся в подземных хранилищах, которые могут накапливать до 700 миллионов баррелей нефти и нефтепродуктов. Но дело в том, что Америка, в отличие от России, добывает только 40 процентов необходимой для потребления нефти. Остальное закупает за рубежом. И госрезервы позволяют ей держать цены на внутреннем рынке. Когда на внешнем они растут - запасы раскупоривают, когда падают - пополняются. Мы же добываем 460 миллионов тонн нефти в год, из них до 200 перерабатываем и полностью себя обеспечиваем. Получается, сначала наши компании будут создавать этот банк-резерв, а потом из него же выкупать бензин обратно. Не вижу никакой логики.

В сложившихся условиях остановить рост цен на бензин нельзя какой-то одной мерой. Надо структурно менять всю систему обеспечения страны нефтепродуктами. Только тогда можно гарантировать, что наступит время, когда ценники на автозаправках перестанут менять каждую неделю.



"Российская газета"
08 сентября 2005
00:00
Поделиться