Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Возможно, мы вернемся к рассмотрению предельных уровней роста тарифов на электроэнергию еще раз - руководитель ФСТ Сергей Новиков

 


Правительство РФ вчера не смогло окончательно утвердить предельные уровни роста тарифов на услуги естественных монополий на 2006 год. Возможно, Газпрому удастся добиться более высокого повышения тарифов, чем планировалось изначально. О том, скажется ли это на электроэнергетике, а также об отдельных аспектах регулирования деятельности других естественных монополий в интервью "Интерфаксу" рассказывает руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков.


- И РАО "ЕЭС", и АТС уже не раз высказывали опасения в том, что новую модель рынка удастся запустить в ранее намеченный срок - с 1 января 2006 года - просто потому, что ФСТ не удастся проделать такой объем работы. А каково мнение ФСТ?


- Пока ни у нас, ни у других министерств и ведомств, ни у РАО "ЕЭС" нет изменений по срокам. А дальше есть несколько взаимосвязанных вещей, которые нужно реализовать в определенные сроки.

Во-первых, в III квартале текущего года должен появиться целый блок постановлений правительства, которые важны с точки зрения нормативно-правового обеспечения перехода к новой модели рынка.

Принятие этих документов предусматривает план реформ электроэнергетики, утвержденный распоряжением правительства. Подготовка основной части документов - за Минпромэнерго.

Со своей стороны мы разработали и в начале следующей недели разошлем в соответствующие министерства и ведомства на согласование проект постановления, определяющего порядок присвоения статуса участника оптового рынка. Этот документ является необходимым элементом для вывода всей генерации на оптовый рынок. Пока мы все в графике, и ключевым в этом смысле, то есть по нормативно-правовой базе, будет третий квартал.

Будет база - значит, по крайней мере, будет обеспечена нормативная возможность. Не будет нормативной возможности - значит, с 1 января мы не сможем запустить новую конфигурацию.

Вторая составляющая связана в целом с системой принятия решений по тарифам: в этом году мы принимаем их раньше, чем в прошлом году. Так, мы планируем принять решение по предельным уровням роста тарифов на следующий год в середине июля, а не в сентябре, как это было в прошлом году.

Сейчас мы уже заканчиваем соответствующую работу с субъектами РФ. Ну, это наша зона ответственности, соответственно, я думаю, что у нас это будет принято.

Вторым технологическим элементом является рассмотрение правительством РФ инвестпрограммы РАО "ЕЭС", ФСК и Системного оператора. В прошлом году это рассмотрение было в середине ноября. В этом году график предусматривает рассмотрение инвестпрограмм в июле, либо в самом начале августа.

Это согласованная позиция Минпромэнерго, Минэкономразвития, наша и РАО "ЕЭС России".

Для нас крайне важно уложиться в эти сроки, поскольку только так мы сможем в августе, ну максимум, в начале сентября, посчитать все, что имеет отношение к так называемым федеральным факторам. Получив это, мы сможем посчитать уже всю модель рынка в новой конфигурации регулируемых двусторонних договоров. Таким образом, если целый ряд технологически связанных между собой по срокам решений в довольно жестком графике будет принят, а не все эти решения от нас зависят в чистом виде, то мы сможем запустить новую модель с 1 января.


- Если не запустите с 1 января, то не нужно будет ждать еще год? Можно будет запустить модель с 1 февраля или с 1 марта?


- Если вдруг запустить модель в срок не удастся по тем причинам, которые я назвал, то, я думаю, что мы будем рассматривать возможность запуска модели с середины следующего года. В этом смысле изменение конфигурации рынка не связано с началом года, поскольку не влияет на тарифы конечных потребителей. Конечно, это (запуск с начала года - ИФ) удобнее технологически, но в условиях неизменности тарифов для конечных потребителей есть возможность запускать его позже. Но я не думаю, что речь о месяце.


- В начале марта Росэнергоатом публично обратился к ФСТ с просьбой взять на себя регулирование цен на вывоз ОЯТ и его хранение. Есть ли какое-либо решение по этому вопросу?


- Честно говоря, у нас пока никаких принципиальных изменений, связанных с регулированием по этому вопросу, не планируется. На сегодняшний день это компетенция в целом Росатома. Существует методика, которая регулирует "расчет цен на услуги по обращению с ОЯТ, услуг транспортирования, приему и технологическому хранению тепловыделяющих сборок". Прямой официальной просьбы от "Росэнергоатома" у нас не было. Есть межведомственные предложения проанализировать применение методики, и в настоящее время готовится межведомственное совещание по этому поводу. То есть пока в этом плане изменений, связанных с функционалом, нет.


- Какой предельный уровень роста тарифов на электроэнергию будет предлагать установить ФСТ на 2006 год?


- В пределах верхней границы прогнозируемой инфляции, то есть 8%.


- А есть ли прямая зависимость между ростом тарифов на электроэнергию и ростом тарифов на газ? То есть, если "Газпром" настоит на большем, чем 11% повышении цен на газ, то будут ли пересмотрены предельные уровни по электроэнергии, или ФСТ уложится в 8%.


- Такая зависимость есть. Рост цены на газ на 5-6% - это 1% роста тарифа на электроэнергию. Что касается пересмотра, большого запаса по электроэнергетике сейчас нет. Пока у нас формально другого решения, кроме 11% по газу, на предварительном рассмотрении нет, поэтому сейчас мы считаем исходя именно из этой цифры. Если по газу будет принято другое решение, то я не исключаю, что необходимо будет еще раз возвращаться к предельным уровням роста тарифов на электроэнергию. И, в общем, варианта два: либо нам сдвигать планку с 8% выше, либо энергетикам корректировать затраты. Такой вопрос есть, и мы к нему вернемся после во второй половине июня.


- На какой стадии находится рассмотрение вопроса о снижении тарифа на перевозку нефти в Китай? Переговоры ведутся только с "Роснефтью" или в них также участвует "ЛУКОЙЛ"?


- Предложения "Лукойла" и "Роснефти" по установлению исключительных тарифных условий на железнодорожные перевозки нефти в Китай со станций Зуй и Суховская, осуществляемые, в том числе, в рамках межправительственного соглашения между Россией и КНР, находятся на рассмотрении в ФСТ. По правилам, утвержденным постановлением правительства РФ, ТЭО предоставления исключительных тарифных условий должно содержать предложения по компенсации расходов РЖД, связанных с такими перевозками. После того, как ФСТ получит такие предложения, согласованные РЖД и нефтекомпаниями, вопрос будет рассмотрен в установленном порядке.

Хочу отметить, что исключительные тарифы на перевозку нефти в Китай, в случае их установления, будут едиными для всех грузоотправителей, включая и "Лукойл" и "Роснефть".


- На какой срок будут введены эти исключительные тарифы?


- Как правило, исключительные тарифы у нас принимаются до конца текущего года. И, соответственно, в конце текущего года мы возвращаемся к этому вопросу, имея в виду две позиции - целесообразно продление или нецелесообразно, то с какими коэффициентами.


- А кто и когда решит, какие именно будут применяться коэффициенты?


- Этот вопрос решит правление ФСТ в результате анализа тех предложений, которые представят РЖД и Роснефть.


- Будет ли ФСТ добиваться изменения методики на установление тарифов на услуги "Транснефти"? Если да, то каким образом, с учетом того, что ранее Минюст не зарегистрировал изменение методики, посчитав, что у ФСТ нет таких полномочий?


- Мы планируем ее принять в июне, если не будет проволочек, а если будут, то в начале июля. То есть она у нас практически готова. Я думаю, что мы ее в самое ближайшее время вынесем на правление ФСТ и, соответственно, направим в Минюст. Были вопросы у Минюста по старой методике, но вопросы были, скорее, связаны не с наличием у ФСТ соответствующих полномочий, вопросы были связаны с корректировками, которые мы вносили в старую методику. Там проблема была, скорее, технологическая: мы вносили изменения в методику, которую саму надо было переписывать.


- А в чем основное отличие старой методики от новой?


- Давайте дождемся, пока мы ее примем. Могу только сказать, что каких-либо революций не будет.


- Когда планируется ввести методику расчета тарифа на транспортировку газа для независимых производителей?


- Мы давно говорим о том, что разработка такой методики является важнейшим делом не только для корректного принятия решений по тарифам для независимых, но и вообще необходимым элементом для формирования рынка газа, поэтапного перехода от регулирования оптовых цен к регулированию цен на транспортировку. Мы говорили о том, что методику нужно принимать в этом году - она готова. Было несколько обсуждений, причем в самом разном формате, с "Газпромом", с независимыми производителями, с экспертами, с коллегами из других министерств и ведомств. То есть 1 января 2006 года - максимально отдаленный срок, мы ставим задачу все-таки принять ее раньше.


- Когда?


- В III квартале текущего года.


- Отразится ли это на предложениях "Газпрома" повысить в 2005 году тариф для независимых на 30%? Возможно ли такое повышение? Если да, то с какого времени?


- Нет, предложения рассмотреть вопрос об увеличении тарифов для независимых с методикой напрямую не связан. Мы принимаем методику не для того, чтобы снизить или поднять тарифы для независимых, а для того, чтобы тарифообразование ввести в некую понятную, счетную плоскость. Это важно не только для независимых, методика будет обкатываться и на самом "Газпроме". А на вопрос, будет или не будет повышение, я могу ответить однозначно: такое предложение - о пересмотре тарифа для независимых - есть, мы вернемся к его рассмотрению после 16 июня (заседание правительства РФ по вопросам тарифов естественных монополий).

Если же говорить о сроках принятия решения, то я думаю, что это, скорее всего, август месяц, а возможные сроки введения - до конца года. Такой вопрос есть, обращение есть, и рассматривать мы его будем.


- Когда может быть введена сезонная дифференциация тарифов на газ, а также повышающие надбавки за неравномерное потребление газа?


- В целом мы считаем такой подход справедливым, имея в виду, что в зависимости от целого ряда параметров цена может зависеть или меняться. И здесь вопрос не только сезонности и равномерности, что повышает качество планирования. Такого рода критерии могут быть, и, по нашему мнению, есть целый набор действительно объективных критериев, которые могут учитываться. Таким критерием, например, является калорийность газа, ведь общеевропейская практика - платить не за объем газа, а за ту энергию, которую можно получить.

Если говорить о вопросе когда, я не думаю, что мы это сможем сделать быстро. У нас есть уже ряд ответов на вопросы, связанные, в частности, с калорийностью. То есть действующие методики уже предусматривают дифференциацию цен в зависимости от калорийности. Что касается другого набора факторов, например, сезонности или равномерности потребления, здесь требуется дополнительное обсуждение с профильными министерствами и ведомствами, и я не могу сказать, когда мы в полном объеме мы будем готовы к этому решению. Но еще раз повторю, что общемировая практика - платить за качество, а не за объем, соответственно, с теми или иными ценовыми преференциями.


- На сколько и когда в этом году будут повышены тарифы на местную связь (в среднем по России) в России?


- Пока мы планируем принять основные решения со сроком введения с 1 сентября - 1 октября. По крайней мере, в 2004 году мы принимали соответствующие решения в августе-сентябре, а в этом году график рассмотрения, скорее всего, будет похожий. Если говорить о цифрах, то в среднем повышение будет в пределах инфляции с опережающим ростом тарифов на услуги местной телефонной связи и с не повышением, а точнее снижением, на междугороднюю связь. Оценки такие. Их мы уже озвучивали, в том числе и в тех предложениях, которые направляли по поручению правительства РФ в заинтересованные министерства и ведомоства. Но у нас пока нет соответствующих расчетных материалов в полном объеме от операторов связи.


- Устанавливает ли ФСТ уже тарифы на повременную оплату связи для населения? Сколько они составляют?


- Мы этим занимаемся и занимались весь прошлый год. На сегодняшний день повременная оплата введена в 26 субъектах РФ, а соответственно, установлены и тарифы. Дальнейшее расширение этой практики зависит только от технической возможности, связанной с предоставлением соответствующей услуги связи. При введении повременной оплаты постоянная составляющая - абонентская плата - ниже на 10%. А дальше, как правило, размер платы за минуту не превышает 14 копеек. Оператору связи при этом дается возможность предоставлять скидки на определенные часы, например, ночные.


- А такое возможно?


- Да, это уже происходит сейчас.


- Когда будет утвержден тариф на присоединение сетей, который необходим для вступления в силу правил присоединения и взаимодействия сетей?


- Этот вопрос увязан с выходом соответствующего постановления правительства. По плану это постановление, а точнее весь комплекс постановлений, должен быть выпущен до 1 июля. Пока его нет, а когда это произойдет и, соответственно, будут приняты все решения ФСТ, я сказать не могу.


- Будет ли вводиться вагонная составляющая в прейскурант РЖД на грузовые перевозки 10-01 при перевозках через погран-переходы?


- Это вообще системная работа по модификации прейскуранта 10-01, которую мы сейчас ведем. Мы должны выделить услуги инфраструктуры и те позиции, о которых вы говорите. На сегодняшний день, исходя из того, как организован учет по видам деятельности в РЖД, мы не имеем возможности оценить экономически обоснованные величины указанных составляющих. Однако модификации прейскуранта связана не только с этим, но и с унификацией второго и третьего разделов прейскурантов. В целом эта работа займет весь этот год.


- Когда может быть принят прейскурант 10-02, содержащий тарифы РЖД на пассажирские перевозки?


- Мы предполагаем рассмотреть этот прейскурант до конца I полугодия 2006 года года.

 



"Интерфакс"
20 июня 2005
00:00
Поделиться