Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Куплю киловатт по честной цене

Сколько стоят коммунальные услуги на самом деле, не знает никто

В течение наступившего года страна должна перейти на 100-процентную оплату коммунальных услуг - бюджеты перестают дотировать коммунальные предприятия, эти средства направляются потребителям - в виде субсидий по оплате жилья.

По данным Росстроя, в конце прошлого года граждане возмещали стоимость жилищно-коммунальных услуг (с учетом субсидий и льгот) в среднем по стране на 65 процентов. То есть остальные 35 процентов отрасль недополучала, что, конечно же, нельзя считать нормальным. Допустим, люди за многие годы стойкого роста квартплаты психологически уже готовы к тому, что за все нужно платить, и платить полностью. Но когда они из года в год получают новые платежки с новыми, фантастическими суммами, они недоумевают: неужели мы все еще в долгу?

Вопрос: а сколько на самом деле стоит наша "коммуналка"? Являются ли выставляемые жильцам счета экономически обоснованными и фактически оправданными? Может ли простой гражданин увидеть калькуляцию: из чего складывается цена того же киловатт-часа или кубометра газа для домашней плиты? Входят ли в цену дорогостоящие офисы и джипы компаний, спонсирование культурных и спортивных мероприятий? За чей счет повсеместно "отапливаются" улицы? Почему в соседних регионах с одинаковыми климатическими условиями разница в тарифах, например, на свет достигает 3-4 раз? Почему электроэнергия, которая идет на экспорт, стоит меньше, чем на внутреннем рынке?

Все эти вопросы обсуждались в Совете Федерации в рамках "правительственного часа". Ответ держали руководители трех ведомств, которым по чину положено это знать: Владимир Аверченко (Росстрой), Сергей Новиков (Федеральная служба по тарифам), Игорь Артемьев (Федеральная антимонопольная служба). Впрочем, ясного и однозначного ответа пока не найдено.

Сергей Новиков не исключает, что в каких-то случаях тарифы действительно могут быть неоправданными. Рычагов контроля и государственного регулирования цен осталось очень мало. Например, у нас сейчас не регулируются цены на нефтепродукты, на уголь. Нет никаких законодательных ограничений по норме рентабельности естественных монополий. Что государство может? Регулировать экспортные пошлины, прямые и косвенные налоги, в том числе акцизы, налог на добычу полезных ископаемых. И это делается. Но, судя по всему, этого недостаточно для обуздания внутренних тарифов. Между тем энерготарифы - это тот "кит", на котором выстраивается вся ценовая политика в коммунальном хозяйстве. Доля расходов на тепло и горячую воду в общей раскладке квартплаты достигает 60 процентов.

По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, во многих случаях цены растут не из-за объективной рыночной ситуации, а в первую очередь из-за монополистического поведения крупнейших компаний. Он утверждает, что сегодня крайне высок уровень монополизма в угольной отрасли. Та же ситуация в нефтяном секторе. Кстати, примерно на две трети в росте тарифов на услуги ЖКХ "виновата" топливная составляющая: мазут, уголь, нефтепродукты.

В конце прошлого - начале этого года антимонопольщики столкнулись с массовыми нарушениями процессов образования тарифов. Типичный пример: "Мосэнерго" устанавливает тарифы для товариществ собственников жилья как для коммерческих потребителей. Аргумент простой: это же юридическое лицо, значит, и тариф будет как для коммерческого предприятия. При этом совершенно очевидно: товарищества собственников жилья или жилищно-строительные кооперативы - это объединения граждан, которые используют электричество вовсе не для коммерческих, а для самых житейских целей.

Другая типичная ситуация: распределительные компании умышленно, часто в виде притворных сделок сдают друг другу имущество, в том числе распределительные газопроводы. Естественно, устанавливают плату за право аренды и потом включают эти не существующие фактически расходы в тариф. Порой искусственно создается дефицит товара или услуги на рынке. Так произошло, в частности, со сжиженным газом. Цены для населения регулируются (читай - "сдерживаются"), для промышленных потребителей - нет. Поэтому газ "перекочевывает" туда, где он дороже. Более того, благодаря прорехе в таможенном законодательстве оказалось очень легко по одному из кодов вывозить газ за рубеж с экспортной пошлиной, практически равной нулю. В итоге сначала возник дефицит газа для населения, а потом и для промпредприятий, что, понятно, и там, и там привело к резкому росту тарифов - на 50 процентов в первом случае и в два с половиной раза во втором. Антимонопольная служба уже возбудила по этим фактам дела.

Всего начиная с 10 января, когда закончились новогодние праздники, ФАС возбудила уже более 30 дел против естественных монополий и структур, злоупотребляющих доминирующим положением на рынке. Сейчас идет разбирательство еще по нескольким делам, которые, с точки зрения ФАС, прямо ведут к увеличению тарифов для населения.

Возбуждены десятки дел по фактам картельных сговоров. В том числе против нефтяных компаний и их "дочек". Кто-то сдался без боя, признав убедительными аргументы антимонопольщиков и заплатив нанесенный ущерб. Кто-то пошел в арбитражные суды. Многие дела ФАС выиграла. Однако пока антимонопольщики могут говорить лишь о некотором моральном удовлетворении. Штрафные санкции, которые сегодня предусмотрены для нарушителей законодательства о конкуренции, просто смехотворны. В прошлом году антимонопольные органы выиграли в судах почти 70 процентов дел против энергоснабжающих организаций. Ну и что? Заплатили они положенные по закону копейки и продолжают злоупотреблять дальше.

В августе прошлого года подготовлены поправки в административный кодекс, которые в тысячи раз увеличивают штрафные санкции за монополистические нарушения. Это так называемые оборотные штрафы. Например, за злоупотребление доминирующим положением на рынке суд может по представлению ФАС оштрафовать компанию в размере 2 процентов от ее годового оборота. Для крупных компаний это означает десятки миллионов долларов. А если случится рецидив нарушения, то оборотный штраф резко возрастает.

Впрочем, когда эта норма войдет в действие, было бы неплохо проконтролировать, не зачислит ли компания-нарушитель огромные штрафные расходы в калькуляцию своих тарифов.

Местные власти перестарались

Постановлением правительства РФ был определен федеральный стандарт предельных платежей граждан за услуги ЖКХ в 2005 году: он должен быть не выше 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг. Однако как минимум 20 регионов установили тарифы, превышающие эту планку. По данным Федерального агентства по строительству и ЖКХ, федеральные стандарты превышены на (%):

 

Белгородская область - 0,4;
Воронежская область - 2,9;
Костромская область - 4,7;
Ивановская область - 6;
Московская область - 15;
Смоленская область - 14;
Тамбовская область - 17,2;
Республика Карелия - 11,2;
Архангельская область - 15,4;
Псковская область - 0,6;

Ненецкий АО - 17;
Республика Адыгея - 20,9;
Республика Ингушетия - 11,7;
Астраханская область - 3,3;
Волгоградская область - 4,6;
Ростовская область - 5,6;
Тюменская область - 11,6;
Республика Бурятия - 7;
Агинский Бурятский АО - 1,3;
Корякский АО - 42,9

 



"Российская газета"
04 февраля 2005
00:00
Поделиться