Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Обещан строгий пригляд за тарифами

Помните, когда в последний раз у нас в Чувашии повышались коммунальные тарифы? Давненько. В конце прошлого года их приняли почти во всех районах республики, с тех пор и не меняли. Народ уже забыл те времена, когда чуть ли не раз в квартал “подскакивал” то тариф на тепло, то на канализацию, то на вывоз мусора. Теперь же, согласно вышедшему в прошлом году федеральному закону, цену на жилищно-коммунальные услуги следует утверждать раз в год, перед принятием бюджета.

Деньги вылетают в трубу…

Да и саму эту кампанию рекомендовано проводить не при закрытых дверях, а широко и гласно. Потому-то на прошлой неделе и собрались на совещание руководители и специалисты экономических служб органов местного самоуправления, дирекций единого заказчика, организаций ЖКХ и так называемых субъектов локальных монополий, а проще говоря – местных организаций, которые специализируются на услугах по теплоснабжению, водоснабжению и канализации. Таких, как, например, Чебоксарский “Водоканал” или Батыревская районная больница, располагающая собственной котельной. Всего же, по подсчетам республиканских статистиков, услуги по водоснабжению и канализации оказывают 330 организаций, по теплоснабжению – 170.

Инициатором этого большого коммунального “хурала” выступила недавно созданная Республиканская служба по тарифам, а темой совещания стали вопросы государственного регулирования тарифов, устанавливаемых теми самыми субъектами локальных естественных монополий на 2005 год. (Не путать с самими “локальными монополиями” – «Газпромом», РАО «ЕЭС России», ценовая политика которых теоретически под “федеральным оком”). «Когда вы приходите домой и сами становитесь потребителями коммунальных услуг, я уверен – не все вам нравится. Поэтому, если есть вопросы – решайте их сразу, не оставайтесь безучастными», - призвал собравшихся премьер-министр республики С.Гапликов.

Однако бурной полемики не наблюдалось. В докладах в разных вариациях звучала “тарифная” тема. От узкоспециализированного подхода: как должен вестись учет услуг на предприятиях – “мелких коммунальных монополистах” до проблемных моментов – какие услуги самые убыточные. Впрочем, тут ничего не изменилось, на первом месте по убыточности стоит теплоснабжение (а чего еще ожидать при дырявых-то трубах да худых крышах?). На втором – жилищные услуги. Водоснабжение тоже могло бы оказаться в минусе, но выручают Чебоксары и Новочебоксарск, где водоканалы – действительно монополисты, значит, им легче снизить издержки. В то время как в районах одно и то же предприятие вынуждено заниматься и водо-, и теплоснабжением.

Участникам совещания подробно разъясняли методику расчета новых отпускных цен на водо-канализационно-тепловые услуги. Окончательные же цифры от предприятий должны быть представлены в службу по тарифам до 20 ноября, чтобы перед принятием бюджета на следующий год просчитать новую стоимость жилищно-коммунальных услуг уже для населения. “Плясать” придется от общероссий-ских прогнозов, которые аукнутся для граждан ростом среднеотпускных тарифов на электроэнергию – в пределах 10 проц., на газ – около 23,5 проц. Прежде чем хвататься за голову (или за кошелек?), давайте сравним последние изменения средних тарифов на теплоэнергию по республике. В 2003 году они повысились на 3 проц. по отношению к 2002 году, а в нынешнем – уже на 45 проц. по сравнению с прошлым, сообщает Комгосстат Чувашии. Как видите, и не такое повышение пережили.

К тому же нам обещают защиту от ценового беспредела, ведь целью государственного регулирования тарифов является “предот-вращение социальной напряженности” и “защита интересов потребителей от монопольного повышения цен”. Поэтому руководитель Республиканской службы по тарифам А. Васильева призвала устанавливать тарифы с учетом интересов населения, однако не занижая их себе в ущерб. Ведь сегодня, чувствуя, что качество их услуг нисколько не повышается, многие республикан-ские предприятия коммунальной отрасли «стесняются» наращивать тарифы, чтобы не спровоцировать социального взрыва, из-за чего сами медленно скатываются в долговую яму.

Но, как ни крути, любое, даже самое обоснованное, повышение коммунальных тарифов будет принято народом в штыки, потому что споткнется о низкое качество услуг. Участники совещания затронули и эту проблему, но очень уж аккуратно. “Если услуги (тепло, горячая вода и т. п.) не представлены в полной мере, то плата за нее должна быть снижена”, – проинформировал заместитель республиканского министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства С. Глотов. (О том, что на уровне отдельно взятой квартиры добиться такого практически невозможно, уяснил, думается, уже каждый, кто зимой столкнулся с “недотопом”. – Авт.). А сотрудник экспертно-методического центра ФГУ “Чувашгосэнергонадзор” пообещал строгий и всеохватывающий аудит со стороны своего ведомства. (Если от таких проверок качество энергоуслуг в ЖКХ резко пойдет в гору, то что же доселе мешало проведению глобального аудита? – Авт.). “Красной нитью” через новую тарифную кампанию должно проходить повышение качественного уровня коммунальных услуг и, в первую очередь, – внедрение новых энергосберегающих технологий”, – подчеркнула руководитель тарифной службы А. Васильева. А вот на эту тему, наверное, неплохо бы поговорить подробно, на отдельном совещании.



"Советская Чувашия"
19 августа 2004
00:00
Поделиться