Доклад по правоприменительной практике Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (как делать нельзя) за 4 квартал 2017 года
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифамнаряду с функциями по государственному регулированию цен (тарифов) осуществляет региональный государственный контроль в области регулируемых государством цен (тарифов), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утилизации твердых бытовых отходов, транспорта, в социальной сфере, которые регулируются Кабинетом Министров Чувашской Республики и Госслужбой.
Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол заседания президиума Совета от 21 декабря 2016 г. № 12) утверждена приоритетная программа по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
В рамках реализации данной программы в Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, как и в других контрольно-надзорных органах, ежеквартально проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении возложенных контрольных функций.
Слайд 2. В целях осуществления регионального государственного контроля в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Госслужбой в течение 2017 года проведено 33 плановых проверки соблюдения порядка ценообразования и стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями, что на уровне плановых проверок 2016 года, но в 2016 году было проведено две внеплановых проверки.
Проверки проводились согласно Плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, согласованному с прокуратурой Чувашской Республики и утвержденному приказом Госслужбы от 28 октября 2016 г. № 01/06-912, который размещен в свободном доступе на официальном сайте Госслужбы в сети «Интернет».
При формировании плана были учтены положения статьи 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которой определены особенности организации и проведения в 2016–2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства, то есть не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.
Таким образом, плановые документарные проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не проводились, и количество плановых проверок в 2017 году по сравнению с 2016 годом не увеличилось.
Ввиду отсутствия оснований внеплановые проверки не проводились.
В 2017 году не было проверок, проведенных Госслужбой с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, в том числе по результатам выявления которых к должностным лицам, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания.
Проверки, результаты которых признаны недействительными, в отчетном периоде не допущены.
Слайд 3. В разрезе кварталов в 2017 году количество проведенных проверок ежеквартально увеличивалось: от 6 проверок в 1 квартале до 10 проверок в 4 квартале:
1 квартале - 6 плановых проверок; 2 квартале – 8 проверок; 3 квартале – 9 проверок, 4 квартале – 10 проверок.
Слайд 4. В ходе проведенных проверок Госслужбой установлены нарушения порядка ценообразования и стандартов раскрытия информации в 24 организациях, что составляет 72,7 % от всех проверенных юридических лиц, при этом количество выявленных нарушений значительно выше - 47. Ежеквартально нарушения выявлялись в ходе 6 проверок, при этом нарушений выявлено в первом квартале 15, во втором квартале - 12, в третьем и четвертом кварталах выявлено по 10 нарушений. В среднем в ходе одной проверки выявлено около 2-х нарушений (1,96).
На Слайде 5 отражена структура выявленных нарушений по регулируемым видам деятельности:
в сфере электроэнергетики - 3 нарушения, 6% от всех выявленных нарушений;
в сфере теплоснабжения - 11 нарушений, 25 % от всех выявленных нарушений;
в сфере водоснабжения и водоотведения - 19 нарушений, 40% от всех выявленных нарушений;
реализация ЖНВЛП – 11 нарушений, 23% от всех выявленных нарушений;
реализация детского питания – 1 нарушение, 2% от всех выявленных нарушений;
общественное питание в учебных заведениях - 2 нарушения, или 4% от всех выявленных нарушений.
Слайд 6. В ходе проверок выявлено:
- 27 нарушений установленного порядка ценообразования (58%) (завышение розничных надбавок, неприменение и занижение установленных тарифов);
- 10 (21%) нарушений обязательных требований к раскрытию информации о регулируемой деятельности;
- 10 (21%) нарушений в части непредставления документов и невыполнения предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Структура нарушений, выявленных при проверке организаций, по видам предоставляемых услуг отражена на слайде 6: ед.
№ п/п |
Виды нарушений |
Электроэнергетика |
Теплоснабжение |
Водоснабжение и водоотведение |
Розничная торговля ЖНВЛП |
Розничная торговля детским питанием |
Общественное питание в профессиональных образовательных организациях |
1 |
неприменение установленных тарифов |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
занижение установленных тарифов |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
3 |
завышение розничных надбавок, установленных наценок |
- |
- |
- |
7 |
1 |
2 |
4 |
нарушения стандартов раскрытия информации |
1 |
4 |
5 |
- |
- |
- |
5 |
отсутствие раздельного учета |
1 |
2 |
6 |
- |
- |
- |
6 |
невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
7 |
непредставление сведений |
- |
2 |
1 |
1 |
- |
|
8 |
представление недостоверных сведений |
- |
- |
- |
3 |
- |
|
Итого |
3 |
11 |
19 |
11 |
1 |
2 |
Слайд 7.
По результатам контрольных мероприятий хозяйствующим субъектам выдано 110 предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе 22 предписания по итогам проверок, 88 предписаний - при проведении систематического наблюдения и анализа за исполнением обязательных требований, установленных стандартами раскрытия информации.
За невыполнение предписаний к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 100,0 тыс. руб. привлечена 1 организация.
На Слайде 8 отображены размеры штрафов и административная ответственность, предусмотренная КоАП России, за нарушения порядка ценообразования и стандартов раскрытия информации, непредставление или представление недостоверных сведений
Виды нарушений |
Норма КоАП России |
Размер налагаемого штрафа, руб.: |
||
на граждан |
на должностных лиц |
на юридических лиц |
||
завышение регулируемых государством цен |
часть 1 статьи 14.6 |
5 000 |
50 000 |
В 2-х кратном размере излишне полученной выручки за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года |
занижение регулируемых государством цен; иное нарушение установленного порядка ценообразования |
часть 2 статьи 14.6 |
5 000 |
50 000 |
100 000 |
нарушение раскрытия информации о регулируемой деятельности |
часть 1 статьи 19.8.1 |
- |
от 5 000 до 20 000 |
от 100 000 до 500 000 |
непредставление или несвоевременное представление сведений |
часть 1 статьи 19.7.1 |
- |
от 3 000 до 5 000 |
от 50 000 до 100 000 |
представление заведомо недостоверных сведений |
часть 2 статьи 19.7.1 |
- |
от 5 000 до 10 000 |
от 100 000 до 150 000 |
Слайд 9. В течение 2017 года руководителем Госслужбы рассмотрено 129 дел об административном правонарушении, в том числе в:
1 квартале - 24 дела; 2 квартале - 50 дел; 3 квартале - 31 дело, 4 квартале – 24 дела.
По итогам проверок возбужденно 56 дел, в рамках КоАП России без проведения проверок - 78 дел. По итогам рассмотрения дел вынесено:
- по части 1 статьи 14.6 КоАП России - 13 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа;
- по части 2 статьи 14.6 КоАП России - 19 постановлений;
- по части 1 статьи 19.8.1 КоАП России - 10 постановлений;
- по части 1 статьи 19.7.1 КоАП России - 25 постановлений;
- по части 2 статьи 19.7.1 КоАП России - 7 постановлений.
Слайд 10. К административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа привлечено 74 правонарушителя, в том числе 39 юридических лиц, 30 должностных лиц, 5 физических лиц.
Слайд 11. Сумма наложенных за 2017 год административных штрафов составила 3 млн. 263 тыс. 900 руб.
Сумма уплаченных за 2017 год административных штрафов составила 1 млн. 921 тыс. руб. или 59% (с учетом штрафов, наложенных в 2016 году).
Информация о наложенных и уплаченных штрафах по кварталам отражена на Слайде 12.
В Арбитражном суде Чувашской Республики в течение 2017 года оспорены или оспариваются 19 постановлений Госслужбы по делам об административном правонарушении, в том числе 3 постановления - ООО «Коммунальные технологии» (по одному делу штраф снижен со 100,0 тыс. руб. до 50,0 тыс., по двум постановлениям штрафы в размерах 50,0 тыс. руб.и 100,0 тыс. руб. оставлены в силе), 2 постановления - БУ «Калининский ПНИ» Минтруда Чувашии (штрафы снижены со 100,0 тыс. руб. до 50,0 тыс.руб.), 11 постановлений - ПК «Чебоксарское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» (все постановления со штрафами в размере 100,0 тыс. руб. отставлены в силе).
Дела по заявлениям Октябрьского районного потребительского общества, ФГБОУ «Чувашский государственный педагогический университет», ООО «Чулочно-трикотажная фабрика» находятся в суде в стадии рассмотрения.
В районных судах должностными лицами ООО «КТ» обжаловались два постановления о наложении штрафа в размере 3,0 тыс.руб., оба оставлены в силе.
Жалобы должностного лица Ядринского райпо и должностного лица ФГБОУ «Чувашский государственный педагогический университет» удовлетворены соответственно Ядринским районным судом Чувашской Республики и Ленинским районным судом г. Чебоксары. Штрафы в размере 50,0 тыс.руб. заменены на устное замечание.