Разъяснения по вопросу обращения с твердыми коммунальными отходами

Регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами»,  приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

Именно положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и принятыми в целях его реализации нормативными актами Правительства Российской Федерации, а не республиканскими органами власти и должностными лицами в интересах отдельных лиц, предусмотрено обязательство по переходу всех субъектов Российской Федерации на так называемую «новую систему по обращению с отходами», то есть к регулированию деятельности по обращению с ТКО. Указанный переход должен был завершиться не позднее 1 января 2019 г.

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО от 27.04.2018, заключенным с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, на территории Чувашской Республики статус регионального оператора по обращению с ТКО по итогам конкурсного отбора присвоен ООО «МВК «Экоцентр».

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (далее – Единый тариф) в Чувашской Республике для ООО «МВК «Экоцентр» Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам установлены с 01.10.2018 по 31.12.2018 в размере 442,22 руб. за куб. м или 4138,64 руб. за тонну с НДС.

Постановлением от 06.12.2018 № 109-30/в установлены  Единые тарифы в Чувашской Республике на 2019 год:

с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 449,71 руб. за куб. м или 4208,78  руб. за тонну с НДС;

с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 456,82 руб. за куб. м или 4275,25  руб. за тонну с НДС.

Изменение тарифа с 1 января 2019 г. к декабрю 2018 г. составило 1,7 % - связано с повышением ставки НДС с 18 % до 20 %, с 1 июля 2019 г. по отношению к январю 2019 г.-   1,6 %, что ниже индекса потребительских цен, определенного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

При расчете тарифов представленные организациями предложения об установлении тарифов анализируются на предмет экономической обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов, т.е. проводится их экспертиза.

Так, по результатам экспертизы предложения ООО «МВК «Экоцентр» при расчете Единого тарифа на 2018 год  предлагаемые расходы регоператора уменьшены на 468,6 млн. рублей, на 2019 год – на 16,5 млн. рублей.

Единый тариф рассчитан как отношение необходимой валовой выручки регионального оператора и объема (массы) отходов, транспортирование  которых будет осуществлять региональный оператор.

Единый тариф на 2018 год рассчитан по формуле, предусматривающей затраты на транспортировку объема отходов, на захоронение ТКО с учетом установленных Госслужбой тарифов и размер собственных расходов регионального оператора, в том числе на заключение и обслуживание договоров, изначально обозначенный в конкурсной заявке.

В результате  расходы регионального оператора на 2018 год включают расходы по захоронению ТКО на объектах размещения ТКО (46,5% от величины необходимой валовой выручки), расходы регионального оператора на транспортирование ТКО (46,9%) и собственные расходы регионального оператора, включающие расходы на заключение и обслуживание договоров (6,6%).

Отмечаем, что в Едином тарифе на 2018 год предусмотрены расходы исходя из размещения отходов на 10 полигонах по захоронению отходов, на 2019 год -  на 13 действующих полигонах по захоронению отходов. Таким образом, размещение отходов осуществляется не только на полигоне в г. Новочебоксарск, но и на иных полигонах, предусмотренных  Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики, утвержденной Минприроды Чувашии, с учетом логистики.

Региональным оператором осуществляется контроль за перевозчиками ТКО с помощью системы «ГЛОНАСС», в том числе в части соблюдения схемы и графиков вывоза ТКО.

Единый тариф в Чувашской Республике в размере 442,22 руб. за куб. м – самый  низкий в Приволжском федеральном округе и один из самых низких в России. К сведению, по состоянию на декабрь 2018 г., в Республике Мордовия единый тариф по обращению с ТКО равнялся 501,85 рубля за куб. м. или 84,90 рубля с 1 человека, в Саратовской области – 586,07 руб. за куб. м. или 117,21 рубля с человека, в Астраханской области - 549,23 рубля за куб. м. или 99,32 рубля с одного человека, в Краснодарском крае - 360,63 рубля за куб. м. или 111,19 рубля с 1 человека, в Кемеровской области - 491,68 рубля за куб. м. или 84,94 рубля с 1 человека, в Ульяновской области – от 527,35 до 621,10 рублей за куб. м. или от 101,07 до 119,04 рублей с 1 человека.

Ежемесячный размер платы за услуги по обращению с ТКО рассчитывается как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, 1/12 величины норматива накопления ТКО (2,02 куба мусора в год на каждого жителя) и единого тарифа, утвержденного постановлением Госслужбы для ООО «МВК «Экоцентр». Расчетный размер платы за услуги по обращению с ТКО с 1 января 2019 г. составил 75,70 рублей с человека в месяц (449,71 руб. за куб. м * 2,02 куб. м в год на чел. : 12 мес.), а с 1 июля 2019 года – 76,90 рублей в месяц.

Таким образом, размер платы за обращение с ТКО зависит не только от установленного тарифа, но и  от утвержденного норматива накопления ТКО.

Приказом Минстроя Чувашии от 14 ноября 2017 г. № 03/1-03/1012 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Чувашской Республики, в частности для потребителей, проживающих в жилых зданиях (как в многоквартирных, так и в частных), утверждена среднегодовая норма накопления ТКО в размере 2,02 куб. м  или 215,84 кг на 1 проживающего. Указанные нормативы установлены в соответствии с требованиями  постановления Правительства Российской  Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр.

При этом норматив учитывает объем крупногабаритных отходов (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), поскольку они также отнесены к ТКО.

За тот период, когда услуга по обращению с ТКО фактически не оказывалась, но в адрес собственника домовладения поступила квитанция на оплату услуги по обращению с ТКО, потребители либо представители органов местного самоуправления составляют акт либо заявление о том, что мусор в данном поселении не вывозился, направляют его региональному оператору, а региональный оператор проверяет информацию и делает перерасчет. Соответственно, за тот период, когда мусор не вывозился, потребителям должен быть произведен перерасчет (возврат) платы.

Если в домовладении никто не проживал или временно, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствовал, то потребитель вправе написать в ООО «МВК «Экоцентр», адрес которого есть в квитанции, заявление о перерасчёте платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО с указанием причины отсутствия и заверенными справками из учебного заведения, копии командировочного удостоверения, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении, либо другими документами, подтверждающими нахождение гражданина в другом населенном пункте.

Согласно Основам ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484, расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, уборку мест погрузки ТКО отнесены к собственным расходам регионального оператора.

Таким образом, действующее законодательство возлагает обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, уборку мест погрузки ТКО на регионального оператора. При этом под «уборкой мест погрузки ТКО» понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

При этом в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения из реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, содержание контейнерных площадок производится также органами местного самоуправления.

Согласно Правилам обращения с ТКО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, накопление и складирование твердых коммунальных отходов осуществляется в случае отсутствия контейнеров потребителями в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Минприроды России (письмо от 07.03.2019 №08-25-53/5268) по вопросу приобретения контейнеров информирует об отсутствии в федеральном законодательстве «ограничения оборотоспособности либо особенностей приобретения права собственности контейнеров и бункеров», возможности их приобретения органами местного самоуправления, собственниками помещений в МКД и непосредственно региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.  

Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО включают в себя, в том числе и расходы на организацию сбора и приема их платежей. Региональный оператор должен обеспечить сбор платежей с потребителей собственными силами путем организации пунктов приема платежей либо заключить договора на сбор средств со специализированными организациями (банковские, почтовые организации и т.п.).  Согласно позиции Федеральной антимонопольной службы включение в единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО расходов на оплату комиссии  платежным агентам и кредитным организациям, собираемой  указанными организациями при приеме платежей от населения, неправомерно. Таким образом, до организации пунктов приема платежей от населения региональным оператором полагаем, что расходы на уплату взимаемой комиссии с платежей граждан должен нести региональный оператор, заключив договор на соответствующих условиях со специализированными организациями за счет не тарифных источников.

Законодательство и условия заключенного соглашения между региональным оператором предполагают обязанность регионального оператора по обеспечению сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, которая может быть исполнена как путем самостоятельного осуществления отдельных видов деятельности, так и путем заключения договоров с организациями, осуществляющими транспортирование, захоронение и другие виды деятельности в области обращения с ТКО.

Также тарифным органом установлены тарифы для 13 операторов в области обращения с ТКО.

Для АО «Управление отходами», осуществляющего деятельность по обработке и захоронению отходов на основании концессионного соглашения, впервые были установлены тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (далее – ТКО, ТБО) на 2017 год, начиная с 2018 года действуют долгосрочные тарифы, установленные на 2018 -2021 годы. По результатам проведенного Госслужбой экономического анализа предложения общества разница между предложенным обществом размером необходимой валовой выручки и учтенной органом регулирования на 2017 год составила 199,8 млн. руб. (уменьшена более чем в 2 раза), на 2018 год - 96,7 млн. рублей, на 2019 год – 131,1 млн. рублей.

Расходы АО «Управление отходами» на оплату труда на 2018 год в тарифах предусмотрены исходя из численности работников в количестве 229 человек, что по представленным АО «Управление отходами» статистическим данным меньше фактической численности.  

При установлении тарифов исключены доходы, полученные от реализации вторичных материальных ресурсов, по данным бухгалтерского учета общества.

Отмечаем, что согласно действующему законодательству тарифы не подлежат пересмотру в течение периода их действия, за исключением отдельных случаев. Вместе с тем, предусмотрено исключение на последующие периоды регулирования экономически необоснованных доходов, а также расходов, связанных с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах.

Для АО «Управление отходами» в 2016 году решениями представительных органов местного самоуправления г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарского района также  утверждена инвестиционная программа по развитию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на строящемся полигоне ТБО в г. Новочебоксарск и мусороперегрузочной станции в г. Чебоксары, на 2017 - 2024 годы, и установлены надбавки к ценам (тарифам) на утилизацию ТБО на 2017 – 2024 годы, которые не пересматривались.

В соответствии с п. 9.6.2. Концессионного соглашения, заключенного с АО «Управление отходами», ключевым показателем является объем ежегодной загрузки объекта Концессионного соглашения 200 тыс. тонн отходов, принятый при расчете тарифов на 2017, 2018 годы. Отклонение фактического объема захороненных отходов за указанные периоды не превысило максимально возможное снижение уровня загрузки (20%), предусмотренное концессионным соглашением. Следовательно оснований и фактов возмещения за счет средств республиканского бюджета недополученных доходов АО «Управление отходами» не имеется.

На расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 28 февраля 2019 г. озвучена информация о наличии необоснованного завышения тарифов на услуги по утилизации отходов в Чувашской Республике, в результате чего гражданам и организациям причинен ущерб на сумму около 200 миллионов рублей. При этом, по имеющейся на сегодняшний день информации, уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 201, ч.4 ст.159 УК РФ, возбуждено в отношении неустановленных лиц из числа руководства ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск. Факты совершения противоправных и коррупциогенных действий республиканских органов власти и должностных лиц не установлены.

На основании указанных сведений для выяснения обстоятельств путем проведения экспертизы обоснованности формирования источников финансирования инвестпрограммы и принятия неотлагательных мер  Минприроды Чувашии обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с исковыми заявлениями о признании недействующими  установленных для АО «Управление отходами» тарифов, надбавок к тарифам.

На сегодня тарифы на сбор и вывоз ТБО  не регулируются государством и определяются условиями договоров, заключенных региональным оператором по результатам конкурентных процедур.

Напомним, что в начале 2017 года организации, осуществляющие сбор и вывоз ТБО, одномоментно завысили цену за сбор и вывоз ТБО более чем в 2 раза по сравнению с 2016 годом, установив ее в размере 500 руб./куб. м и более.

В целях недопущения правонарушений антимонопольного законодательства, Госслужбой Чувашии по конкурентной политике и тарифам в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – УФАС) направлена информация об увеличении стоимости услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для рассмотрения по существу.

На основании обращения Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам, УФАС признало в действиях АО «Спецавтохозяйство» и ООО «Спецавтохозяйство» нарушение антимонопольного законодательства, а именно пункта 1 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного включения затрат при определении цены на услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов.

Вопрос по переходу на новую систему обращения с отходами находится под пристальным вниманием Правительства Российской Федерации. В целях снижения платы за услугу по обращению с ТКО Правительством РФ в Госдуму России направлен проект федерального закона, предусматривающий освобождение регионального оператора от уплаты налога на добавленную стоимость. Принятие данного акта позволит уменьшить Единые тарифы.

Главой Чувашской Республики М. Игнатьевым перед органами исполнительной власти поставлена задача по пересмотру нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом  фактических объемов  накопления для сельских жителей.

В настоящее время в ряде муниципалитетов для определения нормативов накопления ТКО проводятся замеры раздельно по многоквартирным домам и по частному жилищному сектору. Уменьшение нормативов приведет к уменьшению платы за обращение с ТКО.

На период корректировки нормативов региональным оператором снижена плата за ТКО с граждан, проживающих в индивидуальных домах в сельской местности, с учетом фактической периодичности вывоза ТКО. С января 2019 года эта плата была снижена почти на 20% и составила 60,71 руб. на 1 человека в месяц. Таким же образом поступили региональные операторы в Башкортостане, снизив плату за обращение с ТКО в среднем до 70 рублей с человека в месяц. В Челябинской области единый тариф на услуги регионального оператора с 1 июля 2018 г. снижен во исполнение предписания ФАС России, соответственно, плата за обращение ТКО составляет от 42,10 до 59,46 рублей с человека, проживающего в ИЖС, для жителей МКД- от 54,54 до 77,02 рублей в месяц.

В Чувашской Республике реализуются следующие меры социальной адресной поддержки нуждающимся гражданам и семьям по оплате ЖКУ:

            * субсидия на оплату ЖКУ гражданам, чьи расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг превышают 22% от совокупного дохода семьи (в 2018 г. субсидию получили 18,8 тыс. семей на общую сумму 234,7 млн. рублей);

            * ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ «федеральным льготникам», это инвалиды войны, участники ВОВ и их члены семьи, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», инвалиды и семьи имеющие детей-инвалидов, пострадавшие от радиации, члены семей погибших (умерших) военнослужащих (по итогам  2018 г. компенсацию по ЖКУ получили 111,9 тыс. федеральных льготников и членов их семей на сумму 383,7 млн. рублей);

            * компенсация по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме гражданам, достигшим возраста 70 и 80 лет (данную компенсацию получили 7,2 тыс. человек на общую сумму  11,3 млн. рублей);

            * ежемесячная компенсация на оплату ЖКУ «сельским специалистам» педагогическим, медицинским и социальным работникам, работникам культуры и ветеринарной службы (по итогам 2018 года указанную компенсацию получили более 15 тысяч «сельских специалистов» на общую сумму 187,9 млн. рублей).

Поскольку плата за обращение с ТКО перешла в разряд коммунальных услуг, еще раз напоминаем о возможности обращения в органы социальной защиты по месту жительства для получения субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, на предоставление которой в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 г. предусмотрено 300,4 млн. руб., что на 27,9 % больше суммы, заложенной в бюджете на 2018 г.