Консолидация электросетевых активов как эффективный механизм снижения количества ТСО

Консолидация электросетевых активов как эффективный механизм снижения количества ТСО
Актуальность такой консолидации обсудили участники рабочей группы в рамках тарифного семинара
 
13 октября 2020 года состоялось заседание рабочей группы по вопросам развития электросетевого комплекса в 2021 году. О консолидации электросетевых активов рассказал начальник отдела антимонопольного контроля оптового рынка электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Максим Пальянов.
 
Представитель ФАС отметил, что в соответствии со Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации1 должен соблюдаться тренд на снижение количества территориальных сетевых организаций (ТСО). Но снижать их количество, с точки зрения ФАС России, нужно не всеми доступными способами.
«Мы не рассматриваем концепцию создания единой сетевой компании как самый эффективный способ снижения количества регулируемых организаций. В этих компаниях есть инвесторы, работает персонал, и одномоментное уничтожение этого вида бизнеса приведет к социальной напряженности», - начал свое выступление Максим Пальянов.
«К усилению минимальных критериев ТСО относимся положительно при условии, если они позволяют повысить количество квалифицированных игроков без создания избыточных барьеров для занятия данным бизнесом. ФАС выступает за приоритет третьего варианта – консолидацию объектов сетевого хозяйства на рыночных условиях», - продолжил он.
Спикер пояснил, что консолидация объектов электросетевого хозяйства - это покупка объектов основных средств территориальной сетевой организацией с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. Приобретение таких объектов должно являться титулом (мероприятием) инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке.
 
Максим Пальянов рассказал, что источники финансирования мероприятий инвестиционной программы делятся на тарифные и нетарифные. К первой группе относятся амортизация, прибыль на капитальные вложения, заемные средства и технологическое присоединение. Ко второй – дополнительная эмиссия акций, возврат НДС, чистая прибыль и др.
«Пока не выработаны четкие правила выкупа таких объектов, ФАС считает, что источником консолидации должны быть нетарифные источники», - подчеркнул он.
Максим Пальянов также отметил, что по вопросам консолидации объектов электросетевого хозяйства ФАС России придерживается следующих основных тезисов:
 
• включения мероприятий по консолидации только в случаях, когда такая консолидация обеспечивает выполнение задач развития рыночной инфраструктуры и экономически эффективна;
 
• исключения возможности при тарифном регулировании двойного учета расходов, понесенных на создание приобретаемых электросетевых активов;
 
• недопустимости роста тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии в результате приобретения электросетевых активов.
 
Представитель ФАС также затронул тему нарушений со стороны ТСО при реализации инвестиционных программ. К ним спикер отнес реализацию непредусмотренных программой мероприятий, и напротив, нереализацию утвержденных мероприятий и консолидацию объектов электросетевого хозяйства за счет тарифного источника, то есть за счет потребителей.
«Только за первое полугодие 2020 года мы выявили более 4 тысяч непредусмотренных инвестиционной программой мероприятий на сумму более 20 млрд рублей. Объем превышения финансирования мероприятий инвестиционных программ над утвержденными значениями составил более чем 15 млрд рублей. В связи с этим, в последующих периодах регулирования региональным органам регулирования необходимо осуществить корректировку расходов ТСО в связи с нецелевым использованием инвестиционных средств», - сказал Максим Пальянов.
 
 
1 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 511-р


ФАС России
14 октября 2020
08:22
Поделиться