Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Анатолий Голомолзин о тенденциях и направлениях регулирования на рынках природного газа

Анатолий Голомолзин о тенденциях и направлениях регулирования на рынках природного газа

Об опыте и перспективах проконкурентного тарифного регулирования на рынках природного газа в ходе пленарной сессии рассказал замглавы ФАС в рамках Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию – 2019

В начале своего выступления Анатолий Голомолзин рассказал о контурах новой проконкурентной тарифной политики, проводимой ФАС с начала исполнения функций тарифного регулятора (2015 год), опыте и перспективах тарифного регулирования на рынках СУГ, транспорта нефти и нефтепродуктов, о признанном лучшим в ФАС в 2018 году опыте регулирования тарифов на связь, о предложениях по законодательному закреплению лучшего опыта тарифного регулирования.(http://fas.gov.ru/news/28605  http://fas.gov.ru/news/28595)

В продолжение речи он подчеркнул, что:

«Указом Президента РФ к основным направлениям государственной конкурентной политики отнесено развитие методов тарифного регулирования, основанных на анализе сопоставимых рынков, долгосрочное тарифное регулирование, дерегулирование в конкурентных сферах, а также развитие биржевой торговли.»

Анатолий Голомолзин рассказал о практике деятельности ФАС по регулированию тарифов в сфере природного газа. Он отметил, что ежегодно принимается порядка сотни решений по оптовым ценам на газ, по снабженческо-сбытовым надбавкам, по тарифам на магистральный транспорт газа и распределительным газопроводам. Общий уровень изменения тарифов, как и регулируемые услуги в отдельности, ниже инфляции.

«Оптовые цены на газ для организаций Газпрома индексируются ежегодно с темпом ниже темпов инфляции. Оптовые цены на газ не регулируются для независимых производителей. Также свободное ценообразование имеет место в отношении газа, проданного Газпромом на бирже. В 2019 году Правительством было принято решение увеличить разрешенный объем продаж компании с 17,5 до 25 млрдм3. В рамках дорожной карты по конкуренции ведется работа по запуску балансирующего рынка газа. На первом этапе проект будет реализован в отношении биржевого газа, на втором – в отношении внебиржевого газа», - отметил замглавы ФАС.

Он пояснил, что в рамках дорожной карты по конкуренции принято решение применять тариф на услуги магистрального транспорта газа в равной мере на независимых потребителей услуги, и на компании, входящие в группу лиц Газпрома. В соответствии с поручением Правительства ведется работа по формированию предложений об уровне базового тарифа на услуги по магистральному транспорту газа, от которого в предстоящие годы будет индексироваться тариф ПАО «Газпром».

«На сегодняшний день в Правительстве одобрены подходы и проведенные ФАС России необходимые финансово-экономические расчеты по вопросу определения оптимальных текущих расходов. Также ФАС России совместно с Минэнерго России и Минэкономразвития России прорабатывается вопрос определения нормы прибыли ПАО «Газпром», которую компания будет расходовать, в том числе на реализацию инвестиционной программы и на выплату дивидендов. Долгосрочный тариф предполагает принятие долгосрочной инвестиционной программы и механизмов, обеспечивающих гибкость ее реализации в зависимости от меняющихся внешних и внутренних условий», - добавил замглавы ведомства.

В продолжение Анатолий Голомолзин рассказал о ходе работы по изменению существующей методики тарифообразования, построенной на сочетании «дистанционной» модели и модели «точка – точка», на модель «вход – выход».

Говоря о регулировании снабженческо-сбытовых надбавок и тарифов на услуги газораспределительных организации Анатолий Голомолзин рассказал о масштабном анализе затрат и тарифов регулируемых организаций с приведением их к сопоставимому виду.

«Тарифы и затраты ГРО будут соотноситься исходя из природно-климатических условий регионов, структуры и типов основных фондов, структуры технического, управленческого и иного персонала компаний, уровня газификации, типа поселений (сельских/городских), срока эксплуатации основного оборудования и других основных влияющих факторов. Этот анализ позволит в рамках долгосрочной тарифной политики провести перебалансировку тарифов, устранив необоснованные их различия, принять меры по устранению перекрестного субсидирования», - заключил он.

Также Анатолий Голомолзин остановился на формирующейся практике заключения соглашений (регуляторных контрактов) между ФАС, органами власти субъектов РФ и регулируемых организаций. Первые такие регуляторные контракты были заключены с Тюменской областью, Пермским краем и Ростовской областью, на подходе еще около 10 регионов, а в планах – подписание соглашений со всеми регионами, где развивается газоснабжение. Эти соглашения построены на единых базовых положениях, и при подписании дополняются особенностями, характерными для конкретных регионов.

«Внедрение практики регуляторных контрактов на рынках газа обеспечивает долгосрочное взаимодействие договорившихся сторон, каждая из которых действует в пределах своей компетенции и получает дополнительные резервы за счет согласованности действий. Так, ФАС способствует развитию конкурентного ценообразования путем расширения рынка биржевого газа и дерегулирования ценообразования на газ. Устанавливает долгосрочные тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям (с ориентированием на динамику тарифов «инфляция минус» и сопоставимых аналогов для оценки эффективности текущих затрат и тарифов, применением ресурсного метода в строительстве сетей и подходов в соответствии с 223-ФЗ)», - прокомментировал замглавы ФАС.

Уполномоченные органы субъектов РФ организуют разработку, утверждают и контролируют региональную программу газификации (с соблюдением критериев эффективной газификации), принимают меры по неухудшению налоговой нагрузки на регулируемые организации, предусматривают в бюджете средства для предоставления социальной поддержки отдельным категориям граждан, организуют установление специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа и иные источники финансирования программы газификации, а также обеспечивают рост экономики регионов, повышение уровня жизни населения, рост доходов бюджета.

Региональные газовые компании (РГК) обеспечивают оптимизацию баланса газа, в том числе биржевые и внебиржевые поставки газа. Газораспределительные организации (ГРО) осуществляют строительство объектов газоснабжения с учетом критериев эффективной газификации (хозяйственным способом или путем привлечения подрядчика, выбранного в соответствии с 223-ФЗ), ориентируются на цены согласованного с уполномоченным органом ресурсного метода, создают возможность подключения к сетям по принципу "единого окна".

Бизнес-модель РГК и ГРО ориентирована на повышение эффективности деятельности и рост капитализации.

«Такая форма взаимодействия стала прорывом в нахождении комплекса оптимальных решений, позволяет решить проблемы газификации страны, повысить эффективности деятельности газоснабжающих организаций, сократить сроки и удешевить присоединение к сетям, способствовать развитию бизнеса и повысить уровень жизни населения», - подвел итоги совместной работы регуляторов и регулируемых организаций Анатолий Голомолзин.



ФАС России
18 октября 2019
14:50
Поделиться