Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Информация о судебных актах по тарифам в сфере теплоснабжения ООО "Коммунальные технологии"

Верховным Судом Российской Федерации рассмотрены апелляционные жалобы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – Госслужба) на решения Верховного Суда Чувашской Республики в отношении правомерности установления тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, предоставляемые ООО "Коммунальные технологии" (далее - Общество).

Общество обратилось с исковыми заявлениями в Верховный Суд Чувашской Республики о признании недействующими постановлений Госслужбы, которыми на 2016 год утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую Обществом по своим сетям, и тарифы на передачу тепловой энергии по сетям Общества от источника ПАО "Т Плюс".

 По тарифу на тепловую энергию (мощность), поставляемую Обществом по своим сетям, оспаривались затраты по следующим статьям: компенсация технологических потерь тепловой энергии и теплоносителя (в тарифе предусмотрены в размере нормативных потерь, требование Общества - предусмотреть фактические потери); электроэнергия, холодная вода, арендная плата, нормативный уровень прибыли, расчетная предпринимательская прибыль и выпадающие расходы (Общество считало, что размер расходов в тарифах занижен); экономия энергоресурсов, расходы по сомнительным долгам, исключенные из тарифа, а также рассматривались разногласия по объему полезного отпуска тепловой энергии.

Верховный Суд Чувашской Республики удовлетворил часть требований Общества, в связи с чем спор был передан на рассмотрение Верховного Суда Российской Федерации.

Определением Верховного Суда Российской Федерации по тарифу на тепловую энергию (мощность), поставляемую Обществом по своим сетям:

1) подтверждена правомерность отказа Госслужбы во включении в тариф всех расходов, на которые претендовало Общество;

2) указано на неправомерный учет размера полезного отпуска тепловой энергии,  объем полезного отпуска должен учитываться исходя из показателей, утвержденных схемой теплоснабжения города Чебоксары.

При формировании тарифа на 2016 год объем полезного отпуска тепловой энергии определен исходя из схемы теплоснабжения (утвержденной постановлением администрации г.Чебоксары от 03.06.2014 № 2001, далее - первоначальная схема).   Администрацией г.Чебоксары  в апреле 2015 года первоначальная схема теплоснабжения была актуализирована, и объем полезного отпуска на 2016 год резко снижен с 1225,4 тыс.Гкал до 962,8 тыс.Гкал. При этом мероприятия по актуализации схемы теплоснабжения администрацией города Чебоксары были произведены с нарушением нормативных правовых актов, регламентирующих процедур ее принятия,  соответственно, полезный отпуск в тарифах Общества на 2016 год Госслужбой  был предусмотрен исходя из показателей первоначальной схемы, а актуализированная схема по исковому заявлению Госслужбы признана незаконной со дня ее принятия.

Таким образом, принимая во внимание решение Ленинского районного суда г.Чебоксары, вступившее в законную силу, действия Госслужбы по учету в тарифе объема полезного отпуска в размере, установленном первоначальной схемой, являются правомерными.

По тарифу на передачу тепловой энергии по сетям Общества от источника ПАО "Т Плюс" Верховный суд Российской Федерации принял решение о неправомерности действий Госслужбы, которая не учла фактические потери Общества при формировании тарифа. Доводы Госслужбы о систематическом неисполнении Обществом инвестиционной программы и программы ремонтных работ, реализация которых позволила бы снизить размер сверхнормативных потерь, и доводы о том, что включение в тарифы фактических потерь не стимулирует Общество на проведение мероприятий по их снижению, а наоборот, способствует дальнейшему неисполнению предусмотренных программ, судом признаны неправомерными.

Вместе с тем, по тарифу на тепловую энергию (мощность), поставляемую Обществом, по аналогичной статье суд принимает абсолютно противоположное решение об отказе Обществу в учете потерь в фактическом размере и соглашается с Госслужбой об учете в данном тарифе размера нормативных потерь.

Аналогичная ситуация сложилась и по статье "расчетная предпринимательская прибыль", где в тарифе на передачу тепловой энергии по сетям Общества от источника ПАО "Т Плюс" суд соглашается с доводами Общества о необходимости включения в тариф данных расходов, а в тарифе на тепловую энергию (мощность), поставляемую Обществом, наоборот, отказывает Обществу во включении в тариф данных расходов и соглашается с позицией Госслужбы о правомерности их исключения из тарифа.

Учитывая, что судом по одним и тем же статьям принимаются противоположные решения, Госслужба планирует оспаривать определение Верховного суда Российской Федерации по тарифу на передачу тепловой энергии по сетям Общества от источника ПАО "Т Плюс".

Справочно: По результатам рассмотрения Верховным судом Российской Федерации спора по тарифам, установленным на 2016 год, сумма удовлетворенных требований Общества составила 32 млн. руб. из заявленных 500 млн. руб.

 

Необходимо отметить, что в отношении Общества в апреле текущего года органом регулирования проведена плановая проверка на предмет соблюдения установленных требований в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в 2014 - 2016 гг.

Общество, неоднократно заявлявшее о проведении им политики "абсолютной открытости и доступности", не представило в Госслужбу полный пакет запрашиваемых документов, необходимый для проведения проверки, обосновывая это невозможностью представления в связи с превышением органом регулирования полномочий, наличием в запрашиваемых документах множества персональных данных и т.п.

В ходе проверки органом регулирования выявлены факты отнесения Обществом на стоимость услуг экономически необоснованных и нецелесообразных расходов, которые в соответствии с действующим законодательством в области регулирования цен (тарифов) будут исключены при установлении (корректировке) тарифов на последующие периоды регулирования.

Данные меры позволят обеспечить доступность тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей Чувашской Республики.



12 мая 2017
17:12
Поделиться