Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам

Факторы, повлиявшие на изменение стоимости электрической (мощности) с 1 июля 2013 г. для крупных потребителей электрической энергии

Систематически в адрес Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам  от потребителей электрической энергии поступают обращения, вызванные ростом стоимости потребленной электрической энергии (мощности) с 1 июля 2013 г.

Указанный рост обусловлен следующими обстоятельствами:

1) ростом составляющих предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках электрической энергии:

- средневзвешенный рост единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в июле 2013 г. по отношению к июню 2013 г. для потребителей, рассчитывающихся за потребленную электроэнергию по одноставочному тарифу на услуги по передаче, составил в среднем по Чувашской Республике 5,1%.

В соответствии с пунктом 11(1) Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на            31 декабря 2013 г., если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации;

- рост средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию на оптовом рынке, используемой для определения ставки за электрическую энергию предельного уровня для третьей - шестой ценовой категории, в июле 2013 года по отношению к июню 2013 г. составил в среднем по Чувашской Республике порядка 9,3 %, что в свою очередь обусловлено ростом оптовых цен на природный газ на 15 %  с 1 июля 2013 г. в соответствии с приказом ФСТ России от 5 июня 2013 г. № 110-э/4 и, как следствие соответствующим изменением ценовых заявок на оптовом рынке, подаваемых тепловыми электрическими станциями, основным видом топлива которых является природный газ;

- рост нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке, используемой для определения ставки за мощность предельного уровня нерегулируемой цены для третьей - шестой ценовой категории, в июле 2013 г. по отношению к июню 2013 года составил по Чувашской Республике порядка 6,4%. Указанный рост обусловлен особенностями порядка определения средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность, рассчитываемой коммерческим оператором оптового рынка в соответствии с Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1179, предусматривающими использование данных за предыдущие расчетные периоды в части плановой и фактической стоимости покупки мощности по соответствующим договорам, заключенным участниками оптового рынка - гарантирующими поставщиками на оптовом рынке, а также использование корректировки стоимости покупки мощности, предусматривающей отличие плановой и фактической стоимости мощности за соответствующий расчетный период;           

- рост сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в июле 2013 г. по отношению к июню 2013 г. составил по Чувашской Республике 24 %.  Стоит отметить, что доля сбытовой надбавки в стоимости 1 кВтч электрической энергии (мощности) составляет в среднем от 1,6 до 6,2%, в зависимости от уровня напряжения  и подгруппы максимальной мощности. Указанный рост обусловлен применением в 2013 г. новых методических указаний по установлению сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30 октября 2012 г. № 703-э, предусматривающих определение сбытовых надбавок в виде процента от средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке. Таким образом, рост средневзвешенных нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке привел к соответствующему росту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

2)  применением с 1 июля 2013 г. стимулирующих расчетных способов определения почасовых объемов потребления электрической энергии в отношении крупных потребителей, которые с целью расчета с гарантирующим поставщиком перешли на третью - шестую ценовые категории, предусматривающие выделение отдельно ставки за электрическую энергию и ставки за мощность (двухставочные потребители), и которые на указанную дату не исполнили требования Основных положений в части установки интервальных (почасовых) приборов учета по всем точкам поставки в рамках границ балансовой принадлежности принадлежащих им энергопринимающих устройств. Таким образом, одной из основных причин увеличения стоимости покупки электрической энергии для крупных потребителей на розничных рынках, в особенности потребителей с высокой величиной максимальной мощности энергопринимающих устройств, является невыполнение вышеуказанными потребителями требований нормативных правовых актов по оснащению своих точек поставки интервальными приборами учета электрической энергии. Данное требование действует с 2006 года, однако до настоящего времени ряд потребителей не провели мероприятия по оснащению приборами почасового учета своих точек поставки на розничных рынках электрической энергии.

3) в связи с переходом потребителей на расчеты с третьей - шестой   ценовой категории размер платы за фактически  потребленную электрическую энергию (мощность) в зависит от собственных графиков нагрузки. Неравномерность  потребления электрической энергии (мощности)  приводит к росту средневзвешенной стоимости электрической энергии для таких потребителей. Основным способом снижения себестоимости электрической энергии (мощности) является выравнивание графиков потребления, путем снижения нагрузок в пиковые часы и  его перераспределение в дневные и ночные часы.

Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, принятыми постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения), определены минимальные критерии к приборам учета, не требующие существенных затрат на оснащение: для учета электропотребления потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт, должны использоваться приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, класса точности 0,5S и выше, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более или включенные в систему учета.

Необходимо отметить, что выполнение указанных требований Основных положений позволит потребителям, рассчитывающимся на розничных рынках по третьей-шестой ценовой категории, существенно снизить свои затраты на приобретение электрической энергии у гарантирующих поставщиков в силу следующего:

- прекращение применения расчетных (стимулирующих) способов определения почасовых объемов потребления электрической энергии в отношении потребителя на розничных рынках и как следствие снижение величины оплачиваемой мощности на розничных рынках;

- возможность оптимизации потребителем своего почасового графика потребления электрической энергии путем снижения потребления в рабочие дни расчетного периода в часы максимального потребления электрической энергии в субъекте Российской Федерации - плановые часы пиковой нагрузки, в целях снижения величины оплачиваемой мощности на розничных рынках. Использование данного механизма крупными потребителями имеет положительный эффект как для самих потребителей на розничных рынках так и для энергосистемы субъекта Российской Федерации в целом за счет сглаживания общего графика потребления электрической энергии.

По данным  Минэнерго России применение стимулирующих расчетных способов в отношении крупных потребителей, повлекшее за собой увеличение стоимости покупки электрической энергии такими потребителями на розничных рынках, не повлияло на увеличение прибыли гарантирующих поставщиков и иных субъектов энергетики в силу действующего в настоящий момент порядка ценообразования на розничных рынках, а привело к снижению предельных уровней нерегулируемых цен и соответствующей стоимости покупки электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика для потребителей первой ценовой категории, за счет существенного снижения коэффициента оплаты мощности.

В целях урегулирования сложившейся ситуации на розничных рынках электрической энергии и исключения случаев применения к крупным потребителям электрической энергии (с максимальной мощностью энергопринимающих устройств свыше 670 кВт) расчетных способов определения объемов потребленной электрической энергии (мощности), приводящих к росту стоимости электрической энергии (мощности), Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам  рекомендует  проведение мероприятий по оснащению всех своих точек поставки электрической энергии (мощности), включая транзитные, приборами учета электрической энергии, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электроэнергии.



18 ноября 2013
15:30
Поделиться